25 мая 2022 г. вице-премьер РФ Татьяна Голикова заявила на заседании президиума Государственного совета:
"В ближайшие 15 лет количество пожилых граждан у нас увеличится на 7 млн человек".
Социальные меры поддержки материнства, которые вводит правительство, помогают, но естественного прироста населения в России в ближайшие десятилетия ждать не приходится.
Главная причина неутешительных прогнозов в так называемой "демографической яме" 1990-х гг., когда женщины рожали меньше, чем в период Великой Отечественной войны.
И сейчас родителями становится это немногочисленное поколение рубежа веков.
В яму попадает и российский рынок труда. Рабочих рук не хватает.
В Институте демографии Высшей школы экономики подсчитали, что к 2030 г. россиян в самом активном трудовом возрасте от 20 до 39 лет станет меньше на 6,6 млн.
При этом число работников постарше (40-59 лет), наоборот, увеличится на 4 млн.
Нетрудно подсчитать, что через 8 лет в российской экономике будет занято меньше на 2,6 млн граждан от 20 до 59 лет.
Отчасти дефицит компенсирует повышение пенсионного возраста, но одновременно пенсионная реформа убыстряет старение работников. Если в 2020 г. доля сотрудников в возрасте от 40 лет и старше составляла 52%, то к 2030 г. она будет уже около 60%.
Для государства рост числа граждан предпенсионного и пенсионного возраста оборачивается большими проблемами: увеличивается нагрузка на сферу здравоохранения и пенсионную систему, а также, как говорят демографы, растет разрыв между богатыми и бедными. AMMIAC. уже писал о демографической яме в своей статье "России угрожает вторая волна депопуляции".
Для работодателей же остро встают вопросы производительности труда и повышения квалификации возрастных работников. В современных условиях быстрого развития технологий их образования и опыта будет явно не хватать для успешного развития предприятий.
Приведем несколько примеров, для того чтобы картина была ясной.
В Красноярском крае скоро некому будет строить. Там уже третий год с началом пандемии не хватает рабочих рук. Закрылись границы для приезжих, а значит, не только в Красноярском крае строительная отрасль будет испытывать трудности.
Если так пойдет, то строить новые "свечки" и дороги в стране будет некому.
Однако это еще не все. С 1 сентября 2022 г. водится обязательная независимая оценка квалификации строителей, и проводить ее будут каждые 5 лет. Выход из положения, по решению властей, - привлечение заключенных и выписанных по квотам иностранцев из Узбекистана и Киргизии.
На заводах в Удмуртии рабочих тоже не хватает, об этом заявил глава Удмуртии Александр Бречалов Татьяне Алексеевне Голиковой.
Число вакансий втрое превышает количество безработных. Свободных мест для трудоустройства - более 17 тыс.
Например, "Калашников" требуется 590 человек, Воткинскому заводу - более 500, ЧМЗ - почти 200.
В Приморье на 9 тыс. безработных приходится 56 тыс. свободных рабочих мест, однако в регионе давно не хватает специалистов в самых важных отраслях.
Министр профобразования и занятости Приморья Сергей Дубовицкий сказал:
"В регионе остро нуждаются в строителях, тех, кто работает на обрабатывающих предприятиях. Нужны рабочие руки в сельском и лесном хозяйстве, торговле и логистике".
И как раз в крупных городах, таких как Владивосток, Уссурийск, Находка, Артем, людей требуется больше всего.
Откуда же брать людей?
Привлекать из тех регионов, где маленькая зарплата. Оттуда и поедут люди на заработки. Что же тогда останется им?
В Приволжском округе, например, и сегодня ситуация неутешительная: регион и дальше будет терять рабочие руки.
Область и республики там слишком бедные - мигранты туда не поедут.
Уже в этом сезоне на земле некому работать. Оставшиеся без гастарбайтеров фермеры перекупают людей и заманивают горожан, обещая им возможные блага. Такие объявления с пометкой "срочно" ежедневно десятками появляются в соцсетях.
Забрать добровольцев работодатель обещает практически отовсюду.
А тем временем другие регионы забирают оставшихся рабочих из Поволжья к себе. Регион стал донором рабочей силы для развитых соседей. Люди за заработком уезжают из Центрального округа (кроме Москвы и Московской области), с юга Урала и Сибири.
А что в мире?
Со старением населения сталкивается большинство развитых стран, даже мусульманские, где многодетность является одной из важных культурных традиций. Прогнозируемые темпы уменьшения числа граждан до 60 лет в России сравнимы с показателями Китая, Франции, Германии, Польши, Италии, Японии.
Исключением являются США. Там людей активного трудового возраста будет становится больше, но только благодаря мигрантам, которые полностью компенсируют депопуляцию и старение населения.
В России демографические сдвиги, которые касаются численности и возраста рабочей силы, разнятся в зависимости от региона.
По данным Росстата, с 2017 по 2021 гг. почти 470 тыс. людей активного трудового возраста потеряло Приволжье. В Центральном федеральном округе показатели почти не изменились, а в Северо-Кавказском выросли на 65 тыс. человек.
Согласно расчетам сотрудников ВШЭ в целом российская экономика потеряется к 2030 г. около 2 млн человек трудоспособного возраста. К середине 2030 г. ситуация начнет исправляться благодаря тому, что работать начнет более многочисленное поколение россиян, рожденных в 2007-2015 гг.
Положение на рынке труда в ближайшие 15-20 лет в значительной степени будет зависеть от привлекательности того или иного российского субъекта для мигрантов. Так, несмотря на самое быстрое старение населения по стране, в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области число работников будет расти благодаря гастарбайтерам.
По данным ГУВМ МВД России, до пандемии 2019 г. на столичные регионы уже приходилось 60% всех трудовых мигрантов в стране, или 2,5 млн из 4 млн человек.
Привлекательными для иностранных приезжих останутся регионы Урала и Дальнего Востока. Благодаря этому негативные демографические тенденции там будут отчасти сглажены.
Главными точками притяжения для внутренних мигрантов (это около 2 млн человек на сегодняшний день), кроме столичных регионов, являются также Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, а также регионы севера и востока страны, где развитая добывающая промышленность.
Отдельная ситуация с кавказскими республиками. Там демографы фиксируют высокую рождаемость и естественный прирост населения, поэтому дефицита рабочих рук в Северо-Кавказском округе ученые не прогнозируют.
Как считают ученые ВШЭ, старение рабочей силы в России будет повсеместным, но лучше справятся с новыми вызовами экономики те регионы, которые сумеют привлечь трудовых мигрантов, как иностранных, так и внутренних.
Впрочем, большое значение будет иметь и то, насколько успешно власти регионов будут повышать экономическую активность людей старшего поколения. Демографы часто приводят в пример Японию, которую называют суперстареющей державой, но которая почти не привлекает мигрантов.
При этом продолжительность жизни японцев значительно выше, чем россиян (83 года), а в семьях, как правило, рождается один ребенок.
Несмотря на неблагоприятную демографическую ситуацию и большую долю на рынке труда пожилых работников, ВВП Японии многие десятилетия растет. Экономика развивается благодаря высокой технологичности и высокой производительности труда.
В худшей, чем Россия, ситуации находятся и многие ведущие экономики Европы (Германия, Австрия, Чехия), но там тоже смогли приспособиться к новым условиям. На помощь экономикам со стареющим населением приходят не только мигранты, но и автоматизация, цифровизация, роботизация и повышение возраста активного долголетия.
Читайте больше новостей в Телеграм, ВКонтакте, Яндекс Дзен