Этой зимой в подмосковный город N на станцию скорой помощи поступили четыре новых автомобиля "Форд", оснащенные немецким оборудованием. Кардиографы, аппараты ИВЛ, дефибрилляторы. Техникой сотрудники довольны, но переживают, что устранить поломки в случае износа деталей теперь будет сложно.
Действующий фельдшер линейной выездной бригады скорой помощи Николай Иванов (имя изменено) рассказывает:
"Кардиограмму мы снимаем на каждом вызове, а иногда и по два-три раза, понятно, что даже пять лет протянуть без поломки сложно. Немецкий дефибриллятор – умный, грамотный прибор, сам запускает программу, считывая данные, но есть один нюанс. Вместо насадок, "утюгов", которые током бьют, там липучки. Их можно прикреплять только к чистой коже. А на то, чтобы побрить грудь пациентам, времени у нас нет".
По словам фельдшера, начальство уже подумывает, не отдать ли немецкие машины назад (техника в лизинге), пока они на ходу и не заменить ли отечественными "ГАЗелями", которых в автопарке скорой помощи большинство.
Могут уйти годы
Еще в 2015 г. Минпромторгом была принята подпрограмма по импортозамещению медицинской техники. Были поставлены задачи – к 2020 г. доля отечественных производителей должна была составлять 40%. Но таких показателей достичь не удалось.
Программа провалилась. Результаты оказались не те, что ожидали. А Счетная палата, посчитав, дала свое заключение: на конец 2020 г. доля нашего оборудования не дотянула и до 30%. А вот закупки зарубежного – все эти пять лет росли.
Программа, на которую каждый год из федерального бюджета выделялось около 4 млрд руб., а за 5 лет – все 20 млрд, не достигла поставленных целей, выяснили аналитики Национального рейтингового агентства (НРА).
С одной стороны, программа импортозамещения шла параллельно с модернизацией медицинских учреждений, для которых закупалось импортное оборудование, как в случае с "Фордами" для подмосковной скорой помощи. И пока ресурс не исчерпан, менять технику на российскую нерентабельно. С другой стороны, помешала пандемия, когда поставки из-за рубежа тоже выросли.
Три четверти рынка медицинских изделий в России по-прежнему занимают зарубежные компании
И это не потому, что в нашей стране не могут создать тот или иной прибор, просто раскрученные бренды вкладывают огромные средства в маркетинг. Наши специалисты способны сделать не хуже, уверен профессор, доктор наук, генеральный директор АНО консорциум "Медицинская техника" Виктор Назаров, просто нужно время.
К примеру, чтобы начать производить катетер венозного доступа (по сути, пластиковую трубку с иголкой), потребуется примерно месяц.
Но для создания высокотехнологичных производств в области ядерной медицины уйдут годы.
И создание таких производств уже началось. "Росатом" объявил о строительстве уже в нынешнем году двух центров ядерной медицины, в Липецкой области и в Уфе. Планируется, что уже через два года центры смогут принимать пациентов – онкобольных с различными патологиями.
В Липецке при областном онкодиспансере с 2015 г. действует центр ядерной медицины "ПЭТ-Технолоджи", там проводят до 30 исследований в день, которые позволяют выявлять раковые опухоли на самых ранних стадиях. Для липчан диагностика совершенно бесплатна.
Кроме того, в Липецке, возможно, появится и завод по производству медицинского оборудования для лечения онкологических заболеваний. В "Росатоме" сейчас выбирают лучшую площадку для размещения такого производства.
"Что касается именно российского производства, то у нас достаточно много пробелов. У нас не делается ничего для эхоэндоскопии, у нас практически не делается тяжелая техника, такая как МРТ, крайне ограничена сложная техника типа аппаратов компьютерной томографии. Но есть и ряд исключений, например оборудование для функциональной диагностики, у нас хорошая школа рентгеновской техники", – говорит Виктор Назаров.
Под маркой "Сделано в России"
Лидер в области производства техники для рентгенодиагностики – НИПК "Электрон". Компания основана в 1989 г. инженером из династии врачей, и сегодня это предприятие полного цикла, начиная с анализа потребностей рынка, научных и технологических разработок и заканчивая сервисным обслуживанием и обучением специалистов.
"Продуктовая линейка нашей компании ориентирована на потребности национальной системы здравоохранения, а разработка нового оборудования и совершенствование существующих аппаратов ведутся с таким учетом, чтобы наиболее полно удовлетворять потребности российских медицинских учреждений. Подавляющее большинство закупок в рамках государственного заказа – это закупки современного цифрового оборудования", – комментирует генеральный директор НИПК "Электрон" Александр Элинсон.
К примеру, уникальная разработка компании – конусно-лучевой томограф "АТРИСС", который позволяет получать 3D-изображение стопы и голеностопного сустава в положении стоя под естественной нагрузкой. Вывихи, переломы, другие травмы диагностируются у взрослых и детей предельно точно.
Нужно дать возможность производителю начать выпускать продукцию. Разрешить, создать условия и развивать серьезные государственные программы.
"Это не происходит по щелчку – раз! - и пошел делать какой-то прибор. Нужно создавать испытательные лаборатории. Существующий бюрократический механизм направлен на то, чтобы не допустить, а должно быть по-другому. Нужно доверять производителю. Контролировать, но доверять", - уверена доктор медицинских наук, заместитель директора Ассоциации специалистов и организаций Федерации лабораторной медицины Ольга Тарасенко.
Светлые головы в России были всегда. И, возможно, сейчас, когда западные медицинские гиганты уменьшают свое присутствие на российском рынке, наступает их время.
Клипса-глюкометр и визуализатор вен
Владимир Козлов, будучи еще студентом МФТИ, начал разрабатывать неинвазивный глюкометр для своей сестры Ани, больной сахарным диабетом 1-го типа. Вместо иголки, которой нужно проткнуть палец и взять кровь, он придумал клипсу-трекер на ухо.
Изобретение он назвал в честь сестры. Клипса работает без подзарядки шесть часов и показывает динамику глюкозы в крови: строит график на экране смартфона, к которому подключена. Точные значения получить нельзя, но можно отследить, в какие моменты уровень глюкозы повышался или понижался.
Клипса-трекер не зарегистрирована как медицинское изделие, хотя Владимир уверен, что потенциал, особенно в области профилактики диабета, у нее есть.
Другое его изобретение – прибор, облегчающий поиск вен. Визуализатор вен просвечивает подкожные ткани, и кровеносные сосуды видны четко, что облегчает установку катетеров. Девайс получился хороший, прямо на уровне.
Студенты физтеха могут все создать, что хотите
"Мы сравнивали с аналогичным американским, он точно не хуже работал. Но у нас ничего не вышло на тот момент. И хорошо бы, чтобы они могли заниматься не выдуманными задачами, а заполнять какие-то конкретные бреши исходя из реальных потребностей. Чтобы было взаимодействие с медицинскими организациями", – говорит руководитель стартап студии "Медицинской техники и цифровой медицины" МФТИ и генеральный директор AnnNIGM Владимир Козлов.
"Мы же россияне, мы способны на подвиги, да?
Если у нас, действительно, будет задача, мы сделаем. Я вообще не вижу областей, в которых мы были бы полностью некомпетентны. Нужны только четко сформулированные задачи и слаженная работа всех ведомств", – уверен профессор Виктор Назаров.
Читайте больше новостей в Телеграм, ВКонтакте, Яндекс Дзен.