Информационное агентство
/ 28 марта, четверг 13:15

Игорь Бухаров: надо вернуть малые гаражные винодельни

Известные зарубежные марки уходят из РФ, что придет им на смену

Игорь Бухаров: надо вернуть малые гаражные винодельни
ФОТО: Андрей Денисов

Ценители спиртных напитков сегодня обсуждают ситуацию с прекращением поставок некоторых видов алкоголя. Скоро с полок в магазинах пропадут Diageo, Brown-Forman, Pernod Ricard, Bacardi Martini и другие известные марки. О том, как и чем прставщики будут наполнять рынк, AMMIAC. поговорил с генеральным директором «Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя» (ЦИФРРА) Вадимом Дробизом и президентом Федерации рестораторов и отельеров России Игорем Бухаровым.

Эти американские, английские и французские компании поставляли в Россию большую часть крепкого алкоголя. Из-за санкций их импорт уже приостановлен. Тем, кто работали с этими производителями говорят – придется полностью перестраивать свою работу. Ну, а потребителям – выбирать из того, что осталось и, возможно, из того, что начнут завозить взамен.

Рестораторы уже предупредили - запасы кончаются, их может хватить, в лучшем случае, на несколько месяцев. Но вселенской катастрофы, говорит AMMIAC. директор центра по статистике и аналитике рынка «ЦИФРРА» Вадим Дробиз, не будет.

Премиальный алкоголь употребляет узкая группа населения России, около 10%. Импортное вино в России пьют только представители среднего класса, также, как и импортный крепкий алкоголь.

В нашей стране хореки (гостинично-ресторанный бизнес – прим.ред.) в пять раз меньше относительно населения Финляндии, Швеции, Франции, Италии и Испании.

«То есть это достаточно узкий пласт культуры. Поэтому, например, на Западе 30-40% алкоголя продается в объектах хореки. У нас рестораны продают 4% вина от общих продаж, 96% - магазины. 4% коньяка, 4 % водки. Ну, по виски, рому, джину, текиле примерно 8-9% продают, а 90% - в магазинах», заявил Вадим Дробиз.

И вопреки расхожему мнению, Россия, по заявлению Всемирной торговой организации - не самая пьющая страна. ВОЗ составила свой рейтинг употребления алкоголя. И вот как это выглядит.

Однако, полки все- таки опустеют. Проблему этих марок придется решать, скорее всего, как и прежним санкциоонным товаром, который пропал лет 8 назад, с помощью поставок через Казахстан, Киргизию, Армению, Белоруссию и другие страны. Именно на Белоруссию большая надежда.

«Белоруссия сейчас легализуют весь параллельный импорт на алкоголь. Как это будет туда попадать, белорусы придумают, там тоже неглупые люди. Если параллельный импорт в конце года разрешат, то все эти бренды вернутся в течение нескольких месяцев», - считает Вадим Дробиз.

Но, логистика в любом случае, будет для российских поставщиков - затратнее. Ну, и как следствие, за это заплатит покупатель.

Если же не удастся урегулировать вопросы с параллельным импортом – любителям горячительного придется переходить на отечественную продукцию или выбирать напитки из дружественных нам стран.

Так, например, Текилу, по словам нашего собеседника, можно поставлять из Мексики. Ром из Кубы, а джин из Индии. В последней, кстати, традиции производства Джина - очень крепки, как и сам напиток, еще с колониальных времен. Мода на джин была такая мощная из-за малярии и прочих заболеваний. Индусы пили его как лекарство.

«Но и в России больше половины рынка - уже отечественный джин. Производится он из импортных дистиллятов. А их опять-таки можно завозить из Индии. Водка нам импортная не нужна, она занимала в России 2%. 35% виски производится в России, но опять-таки из импортных дистиллятов. Свой виски полного цикла мы начнем производить в более-менее ощутимых объемах не ранее через 3-4 года», - рассказывает AMMIAC. Вадим Дробиз.

Поддержал идею о возможном импортозамещении и член ассоциации рестораторов и отельеров, Игорь Бухаров. В конце концов, по его словам в России есть Старка. Старинная русская водка. И это тот же выгнанный дистиллят.

«Он загружается в бочку, как виски, только в бочку не из-под портвейна, который делали или из Марсала, или из-под Хереса – то, что делают англичане, шотландцы и ирландцы. Его будут помещать в дубовую бочку. По сути своей, у нас тоже производятся портвейны. У нас могут браться старые бочки с дистиллятом, похожим на виски, как из пшеницы, так и из ячменя. Кукуруза у нас тоже есть. Я думаю, что мы сможем всё производить самостоятельно».

Как быть с винами в России?

СМИ часто пишут о новых солнечных винодельнях и прелестях отечественного винного туризма. Однако, на самом деле, даже за 7-8 лепт России не хватит своих виноградников, чтобы стать независимым от импорта. Особенно это касается тихих вин. С игристыми обстановка лучше: 65% рынка из них - российские.

А вот как по данным, предоставленным центром «ЦИФРРА» менялись предпочтения россиян в разные годы.

  • В советское время вина и игристое пили около 25 литров в год, сегодня - 7,5. Это почти в четыре раза меньше.
  • В годы СССР выпивали 24 литра пива на душу. В 2007 году - это число увеличилось в 4 раза, до 81 литра. К 2020 году его потребление упало до 50 литров.
  • Крепкого алкоголя в СССР вместе с суррогатами россияне выпивали примерно 10 литров на человека. Сегодня около 12-13 литров.
В советское время Россия была винно-водочной страной. За последние 30 лет, после перестройки, жители постепенно перешли в основном на крепкий алкоголь и пиво.

 

По последним данным, в год России выпивают около 50-60 миллионов литров виски, 120 миллионов литров коньяка и 800 миллионов литров водки. В прошлом году россияне выпили 8 миллиардов литров пива и пивных напитков, остального алкоголя менее 3 миллиардов.

Основные доходы от акциза в стране приходится на водку и пиво. За последние 20 лет Россия стала «пивной страной». Этот напиток сейчас занимает фактически 89% рынка, если исчислять в литрах. При этом крафтовое пиво занимает около 2%. Именно оно сейчас на слуху и очень модно среди любителей этого напитка.

И сейчас вся политика государства направлена на укрупнение пивного рынка, считает Дробиз. Так, например, водку производят только крупные и средние заводы. Малые предприятия – давно уничтожены. А в виноделии, больше слов, чем дела. Компаний-производителей не наберется и сотни. И в основном все участники рынка – крупные.

«В пиве есть и крупные, и малые компании. Однако те реформы, которые проводит государство на пивном рынке, способствуют закрытию малых пивоварен, и это, наверное, произойдет. Маркировка, о которой говорят, лицензирование пива под другим названием - это в принципе малые пивоварни, конечно, погубит. Что касается нехватки хмеля и всего остального: пиво самая хитрая организация, там нет дефицита, найдут и солод, и хмель», уверяет Вадим Дробиз.

При этом Игорь Бухаров рассказал нам, что многое для того, чтобы импорт заместить уже сделано. А на днях ассоциация направлено письмо главе Росалкогольрегилирование.

«Мы переговорили с Игорем Алешиным. Создали рабочую группу по введению в правовое поле всех дистилляторов, тех, кто делает различные дистилляты в малых количествах, крафтовые. Чтобы дать им возможность работать как малым гаражным винодельням. Сейчас начнется эта работа потихонечку».

Читайте больше новостей в Телеграм, ВКонтакте, Яндекс Дзен

 

 

 

 

Автор:

Добавьте нас в Избранное в Яндекс.Новостях

Новости партнеров: