Информационное агентство
/ 25 апреля, четверг 8:20

Президент Союза экспортеров рассказал о том, как санкции повлияют на экспорт из России

ИНТЕРВЬЮ с Дмитрием Булатовым

Президент Союза  экспортеров рассказал о том, как санкции повлияют на экспорт из России
ITAR-TASS

Страны, которые раньше покупали зерно на Украине, возможно рассматривают вопрос о закупке российского зерна через третьи страны. О том, как санкции повлияют на экспорт продукции из России рассказал президент Национального союза экспортеров продовольствия Дмитрий Булатов. 

 

Дмитрий Сергеевич, какое место российский экспорт продовольствия занимает в мировой торговле?

У нас принято считать, что если Россия является главным экспортером пшеницы в мире, то значит, мы играем ключевую роль в решении мировой продовольственной проблемы и являемся главным игроком в международной торговле по продовольствию. На самом деле, это совсем не так. Да, мы экспортируем достаточно большое количество продовольствия, порядка 30 миллиардов долларов в год, но если учесть, что мировой экспорт это один триллион долларов, то наш экспорт это всего лишь 3%.

А что экспортирует Россия? Можете ли вы рассказать по странам?

У нас почему-то считают, что Россия экспортирует только зерно, на самом деле совсем не так. Да, зерно это главная статья нашего продовольственного экспорта и приходиться порядка 40% наших поставок за рубеж, ещё 20% занимает рыба, а ещё 40% это обработанная продукция, т е продукция пищевой промышленности.

Куда мы поставляем

Зерно — в Турцию и Египет

Мясную продукцию — в Китай, Вьетнам, Украину.

Молочную продукцию — в Казахстан, Украину, Беларусь.

Растительное масло — в Китай, Турцию, Индию.

Шоколадные изделия — в Казахстан, Китай.

Алкогольные напитки — в Западную Европу: Великобританию, Германию и Латвию. Почему Латвия? Поскольку она потом поставляет в другие европейские страны, но по статистике идёт вот именно Латвия. Вот примерно такая раскладка.

А помимо алкоголя в Европу из продовольствия что-то экспортируется из России?

Да, отдельные продукты в небольших количествах. Все-таки основные наши рынки сбыта это, из зерна — это дальнее зарубежье. Но дальнее зарубежье, которое находится не к западу, а к востоку от нас, в развивающиеся страны. А что касается продуктов пищевой промышленности — это в основном страны СНГ, ближнее зарубежье, основная часть поставок идёт туда, а в дальнее зарубежье — наши функции пищепрома пока ещё не очень хорошо знают и думаю что здесь, как раз таки, хорошие перспективы.

А вы сказали про отдельные продукты, которые поставляет Россия в Европу. А какие это продукты?

Например, в европейские страны мы поставляем пиво в Германию, что касается нашей икры понятно — она довольно популярная.

В принципе можно сказать, что санкции против России будут влиять на весь мир, поскольку мы тоже звено в этой цепочке мировой экономики?

Что касается торговли продовольствием, здесь другие факторы действуют. Что касается нашего импорта, все случилось уже в 2014 году, когда Запад ввёл санкции, а мы ввели ответные меры и прекратили импортировать многие товары из стран западной Европы, США, Канаду и другие страны. И сейчас эти ограничения продолжаю действовать уже 8 лет и ничего не изменилось. Что касается нашего экспорта, я сказал, что он идёт в основном в страны дальнего зарубежья, но другого дальнего зарубежья: в южные и восточные страны, то есть в Африку и Азию. Поэтому здесь больших каких-то изменений предвидеть трудно.Сейчас из-за неспокойной продовольственной ситуации в мире цены на продовольствие растут. А вообще они растут уже два года подряд. И в связи с последними событиями, Украина ввела ограничения на экспорт зерна. А Украина является одним из крупных экспортеров пшеницы. Соответственно, страны, в которые импортируют украинское зерно, стали обращать больше внимания на возможности закупки российского зерна через третьи страны. И поэтому 14 марта наше правительство тоже было вынуждено ввести ограничения на поставки зерна в ряд стран ближнего зарубежья, то есть в страны ЕАЭС. С тем чтобы предотвратить его реэкспорт. Разумеется, мы будем экспортировать и экспорт зерна в этом году составит больше 30 млн тонн, это довольно хороший показатель, но экспортировать мы сможем столько, сколько сможем. Что касается этих ограничений — очень не хотелось, чтобы пошёл какой-то парад запретов, поскольку Египет ввёл ограничение на экспорт зёрна, ввела ограничение Молдова, но некоторые страны пытаются воспользоваться ситуацией и увеличить экспорт пшеницы, например, Аргентина, Индия и другие страны. То есть, нет каких-то поводов предсказывать глобальную нехватку зёрна, какой-то острый продовольственный кризис, нет каких-то аргументов, чтобы об этом говорить

А те страны, которые отказываются от экспорта пшеницы, у них есть альтернатива, они могут справиться без этого экспорта из России?

Они просто пытаются стабилизировать свой внутренний рынок, чтобы необходимые виды продовольствия не ушли из страны. А то бывает так, что на внутреннем рынке цены стабильные, относительно умеренные, а на мировом рынке значительно выше. В частности это касается российского зерна, поскольку цены на мировом рынке значительно превышают цены нашего внутреннего рынка, это неспроста. Наше правительство ввело плавающую пошлину на зерно, чтобы как-то компенсировать, своего рода, шлюз между внутренним и внешним рынком.

Дмитрий Сергеевич, что нам делать в сложившейся ситуации?

Надо активизировать нашу экспортную политику. Более активно смотреть на внешние рынки, на перспективные рынки, которые могут увеличить закупки нашего продовольствия. Нужно подтянуть к нашей экспортной деятельности всевозможные силы торгово-промышленной палаты, объединение экспортеров, которые у нас по закону должны иметь поддержку со стороны государства. И если бы государство оказывало бы поддержку в развитии деятельности, они смогли бы свою деятельность поднять на более высокий новый уровень, значительно её активизировать, а соответственно активизируется и наша экспортная политика и увеличится наш экспорт на новые рынки.

 

Автор:

Добавьте нас в Избранное в Яндекс.Новостях

Новости партнеров: