Шутка шуткой, но прошедший День независимости – 4 июля - в Штатах прошел под знаком роста цен на гамбургеры: говяжий фарш вырос в цене на 36%.
В Америке население крайне недовольно Байденом. Его обвиняют в росте цен на продовольствие и бензин. Появился даже термин байденфляция, которая обошлась средней американской семье в $635 только в прошлом месяце.
"А за следующий год байденфляция составит более $7600, даже если цены перестанут расти", - утверждает обозреватель телеканала Fox Business. Он приплюсовал к расходам американцев дополнительные $2 тыс. в год на бензин.
Чтобы как-то реабилитироваться в глазах соотечественников и не дать стране уйти в рецессию, Байден собирается на Ближний Восток.
13 июля он намерен посетить Израиль, Палестину и Саудовскую Аравию. К предстоящему визиту приковано внимание многих аналитиков. И не потому, что в ходе него Байден встретится сразу с главами девяти стран (шесть из Совета сотрудничества государств Персидского залива плюс приглашенные лидеры Египта, Ирака и Иордании). Дело, конечно, не в увеселительной прогулке американского старца за тридевять земель.
"Задача-то у Байдена весьма прозаическая, хотя, конечно, есть политический аспект его визита, а есть экономический.
Политический аспект - это борьба с Россией, а экономический момент – это снижение цен на заправках в Америке.
Потому что $5 за галлон – это, конечно, "too much", как говорят американцы, то есть очень дорого", - считает эксперт AMMIAC. Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития.
По словам политолога, Байден придумал нехитрый план, согласно которому американцы отвели саудитам "почетную" роль – увеличить добычу нефти. Если это произойдет, то соответственно снизится цена на бензин, а это явно улучшит перспективу Демократической партии на предстоящих ноябрьских выборах в США.
"Но проблема главная в том, что у самих саудитов резервов мощностей не так уж много. Даже если посмотреть на исполнение сделки ОПЕК+, то очевидно, что она не выбирается на все 100%", - утверждает эксперт Пикин.
Арабские страны уже давно понимают, что Америка - это не та страна, которая была в конце 70-начале 80-х гг. И с ней нужно вести себя очень аккуратно. Показателем такого отношения к Штатам на Ближнем Востоке является абсолютно диверсифицированная политика таких стран, как Объединенные Арабские Эмираты, Катар и Саудовская Аравия.
"Байден едет в регион, где Соединенные Штаты уже давно не воспринимают в качестве единственного гегемона.
Китайское активное проникновение на Ближнем Востоке – вот главный вызов американской политике.
Там есть Россия, там есть Индия, там есть Турция, поэтому Байден едет в регион, который созрел для многовекторности", - убежден Дмитрий Евстафьев, политолог-американист, кандидат политических наук, профессор НИУ ВШЭ.
Последнее десятилетие у Америки существовала концепция, согласно которой Ближний Восток утрачивал для них свою геополитическую и геоэкономическую важность. Американцы полагали, что могут обойтись без ближневосточных углеводородов, поскольку у них есть собственный сланцевый газ, а значит, с Ближнего Востока можно постепенно уходить. Этим, кстати, активно занимался Дональд Трамп.
Именно Трамп сделал колоссальную ставку на отношения с Израилем, тем самым испортив отношения с ближневосточными партнерами. Сейчас выясняется, что без поддержки монархов Ближнего Востока крайне сложно действовать в современном мире. Вот и решили в Вашингтоне, что нужно, не теряя лицо, возвращаться в регион и договариваться.
Этот регион тоже не сидел, сложа руки, развивая отношения с Москвой.
"Компромисс по поводу России может быть очень простым. Политически арабские элиты будут американцам поддакивать и делать вид, что как бы они вместе с Америкой. Но на практике, с учетом арабской специфики, все будет осуществляться не совсем так, а точнее, совсем не так, о чем якобы договорились", - полагает эксперт Евстафьев.
Байден готов пуститься во все тяжкие, чтобы хоть что-то взять от региона, и готов обещать, как это заведено в США. А саудиты в свою очередь могут потребовать отказа от санкций по поводу прав человека.
Что еще может пообещать Байден? Вероятнее всего, инвестиции не в нефтяные отрасли промышленности. Американский президент понимает, что у саудитов существует амбициозная программа диверсификации собственной экономики. Она была сорвана в результате пандемии. Ее реализации помешали колебания цен на рынке нефти. Арабы были вынуждены воспользоваться своими золотовалютными резервами и теперь пытаются восполнить этот запас. Главная проблема у саудитов - нехватка доступа к технологиям.
"Саудовская элита довольно реалистично понимает положение дел в Соединенных Штатах, положение дел самого Байдена.
У нее главный вопрос - насколько Байден будет способен выполнить обязательства, которые он даст?
Я думаю, что вот здесь, собственно говоря, и будет торговля", - говорит Дмитрий Евстафьев.
Аналитики AMMIAC. считают, что элита Саудовской Аравии будет вести себя любезно, но довольно хладнокровно.
"Для саудитов цена на нефть сейчас более чем адекватная, им все очень нравится. А разрыв соглашения ОПЕК+ они уже проходили в марте 2020 г. перед самой пандемией. Тогда этот разрыв одномоментно стоил 33%-го падения цены нефти", - напоминает эксперт Сергей Пикин.
Никто не хочет повторения, поэтому все будут активно исполнять это соглашение и вряд ли кто-то захочет его менять.
"Я не верю, что у Байдена что-то получится, хотя саудиты, безусловно, пообещают сделать так, как просят американцы", - говорит Пикин.
"Саудитам надо сохранить максимальную свободу рук и не дать Соединенным Штатам таких обязательств, которые потом вышли бы Саудовской Аравии боком. Возможен ли компромисс? Этот термин, на мой взгляд, абсолютно неуместен. Америка не приемлет никаких компромиссов, они всем выкручивают руки и проводят политику крайне простую - кто не с нами, тот против нас", - убежден Дмитрий Евстафьев.
Эксперты сходятся во мнении, что страны региона - и прежде всего Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Израиль - хотят, чтобы США ужесточили политику в отношении Ирана.
Министр обороны Израиля Ганц так и заявил, что "Тель-Авив обеспокоен ядерными переговорами". Ведь идею создать в регионе структуру, аналогичную НАТО, поддерживают не только Иран, но и Иордания.
Целый ряд государств Ближнего Востока, включая Израиль, не хотят противостоять России и конфликтовать с ней.
Хотя, безусловно, у Израиля есть свои совершенно очевидные интересы в регионе. Им, в частности, не нравится присутствие Москвы в Сирии. Еще в 2015-2016 гг. в Тель-Авиве делали ставку на уничтожение Сирии как целостного государства и очень огорчились, что этого не случилось. Израиль и сегодня нацелен на демонтаж Сирии.
"Израиль за последние годы лишился способности к многовекторности. Тель-Авив абсолютно ориентирован на Соединенные Штаты, даже ценой своих утрат, своих стратегических возможностей и интересов", - убежден эксперт Дмитрий Евстафьев.
Ситуация в мире не стоит на месте. Недавний саммит каспийской пятерки напугал США. Если встречу БРИКС американцы восприняли скорее юмористически и им это, по сути, неинтересно, то каспийская пятерка для них - это довольно болезненная история. Это реальный пример региональной интеграции, в которой Соединенных Штатов просто нет, а интеграция направлена против них.
Вот и пытаются Штаты оторвать Иран от Евразии. Их цель - ухудшить отношения иранцев с Россией. Американцы могут даже, полагают эксперты, уговорить израильтян нанести удар по Ирану, и тогда в регионе вспыхнет очередной вооруженный конфликт. Со многими вытекающими последствиями.
Претензии избирателей не ограничиваются одной лишь инфляцией. Даже если бы цены на заправках упали, это не помогло бы однопартийцам Байдена.
Не поможет и значительное наращивание добычи нефти. Ведь Запад своими собственными руками - сначала бешеной эмиссией, а потом и замораживанием российских валютных активов - сделал все, чтобы энергоносители стали привлекательной историей для вложения денег.
Так может ли все-таки вояж Байдена на Ближний Восток помешать Москве договариваться с ОПЕК+?
Пока все говорит о том, что ни о каком выходе из соглашения с Россией Саудовская Аравия не думает.
Сближение с Москвой и Пекином было в свое время осознанной политикой руководства этой арабской страны: они выбрали этот путь еще в позапрошлом десятилетии, при предыдущем короле.
Ну, а представителям first nation лучше думать о том, как реально понизить цену на любимые бургеры и стоимость галлона бензина, нежели плести интриги на Ближнем Востоке.
Читайте больше новостей в Телеграм, ВКонтакте, Яндекс Дзен.