Информационное агентство
/ 13 сентября, пятница 15:26

Российским разработчикам лекарств помогают гранты от государства

Ученые из Томска создали инновационный препарат от тромбоэмболии

Российским разработчикам лекарств помогают гранты от государства
Фото: Томский исследовательский центр ИФАР

Новое лекарство против тромбоза своим механизмом действия принципиально отличается от имеющихся аналогов. Все подробности AMMIAC. выяснил у одного из разработчиков препарата.

Массовый убийца

Тромбоз относится к очень распространенным заболеваниям, которое может коснуться буквально каждого из нас. Причем риск смерти от оторвавшегося сгустка крови увеличивается в 10 раз у людей пожилого возрасти.

Справка: по данным ВОЗ, от тромбоэмболии гибнет больше жителей планеты, чем от автокатастроф, онкологии и ВИЧ-инфекции, вместе взятых. По статистике для людей в возрасте 40-60 лет частота развития заболевания достигает 4-5 случаев на 1 тыс. человек.

По словам профессора, доктора медицинских наук Вениамина Хазанова, также являющегося председателем совета директоров научно-исследовательского центра группы ИФАР в научно-исследовательском центре, которой разрабатывается новое лекарство, от тромбозов ежегодно в мире умирает порядка 15 млн человек.

"И тогда невольно напрашивается вопрос, а что, до сих пор не существует лекарства от тромбозов? Ну, конечно, оно есть. И если дотошный какой-нибудь человек заглянет в справочник, он будет изумлен, что там есть десятки средств от тромбозов", - говорит эксперт.

Главной причиной возникновения тромбов является защитная реакция организма человека на какое-либо воздействие, повреждающее целостность кровеносного сосуда. Чтобы кровь не вытекла, из нее же образуется преграда, закрывающая рану.

"Кровь – это жидкий орган, несущий другим органам и тканям кислород, питательные вещества, сигнальные молекулы, иммунные клетки, отводящий в органы выведения шлаки и углекислый газ. Его объем у человека - пять литров. Кровь - один из самых больших и необычных органов человека".

Так, например, при высокой текучести кровь мгновенно сгущается в месте порыва кровеносного сосуда, превращаясь в густую нетекучую субстанцию, постепенно уплотняющуюся в тромб, объясняет профессор. Процесс запускается веществами, выделяемыми поврежденными клетками, которые выстилают изнутри сосуды, – эндотелием.

"То же самое происходит в тех местах, где эндотелий повреждается по иной причине. Например вследствие воспалительной реакции на воздействие бактерий или вирусов, развитие атеросклеротической бляшки, после хирургической операции или поставки эндопротеза (стента, искусственного клапана сердца) и так далее".

Смерть от коронавируса – это смерть от тромбозов сосудов легких, то есть человеку становится нечем дышать.

Справка: согласно ряду исследований у пациентов с ковидом вероятность появления тромбов в 3-6 раз выше, чем у других людей. Именно из-за этого COVID-19 многие врачи называют не легочным, а сосудистым заболеванием. Лица, перенесшие COVID-19, сохраняют повышенную склонность к тромбообразованию.

Новый взгляд на проблему

По словам Вениамина Хазанова, образование тромба – многоэтапный процесс, и для управления каждым этапом давно уже было изобретены разные лекарственные препараты. Однако высокая летальность от тромбозов свидетельствует о несовершенности современного арсенала лекарств.

Задачей ученых из томского исследовательского центра ИФАР стало создание препарата, который помог бы медикам более эффективно бороться с проблемой тромбозов. Основой лекарства является разработанная авторами новая молекула с принципиально новым механизмом действия: именно он открывает новые возможности управления процессом свертываемости крови.

Фото: Томский исследовательский центр ИФАР

Инновационное лекарство восстанавливает повреждение эндотелия, развивающуюся после повреждения дисфункцию, которая является основой не только тромбозов, но целого ряда патологий сердечно-сосудистой, нервной и других систем.

"У нашего препарата намного шире терапевтический диапазон (отношение между терапевтической и токсической дозой), чем у большинства противотромботических средств. Его очень сложно передозировать, ну и, конечно, ни одним лекарственным препаратом в отдельности невозможно добиться того терапевтического эффекта, который дает наш. Для этой цели используют комплекс медикаментов, и, как показала эпидемия коронавируса, не всегда успешно", - рассказывает Вениамин Хазанов.

Препарат томских ученых с рабочим названием GRS не имеет аналогов не среди российских, не среди зарубежных разработок.

Сейчас лекарство успешно проходит вторую фазу клинических испытаний у пациентов с ишемической болезнью сердца, перенесших инфаркт и последующую поставку стента (эндососудистого протеза, расширяющего место сужения). Такие пациенты нуждаются в пожизненной терапии средствами профилактики тромбозов, и здесь на первый план выходит безопасность лекарства, его способность устранять дисфункцию эндотелия, развивающуюся после инфаркта. Испытание идет в трех кардиологических центрах страны – в Томске, Кемерово и Новосибирске.

Инвестиции в разработку

Создание нового лекарства – это очень дорогостоящее дело, в полном объеме финансирования оно по плечу только государству либо транснациональной корпорации. На начальном этапе, по словам эксперта, разработку вели за счет собственных средств, региональной поддержки, а также институтов развития страны – Минпромтога с его программой "Фарма 202"», фонда "Сколково".

Значимую роль в разработке сыграл собственный исследовательский центр группы ИФАР. Он обеспечил весь объем работ по препарату.

Фото: Томский исследовательский центр ИФАР

"Наш центр, наверное, один из немногих в стране, где выполняются работы в полном объеме, начиная от синтеза молекул, разработки фармсубстанций, готовых лекарственных форм, проведения аналитических методик контроля качества, трансфера технологий на промышленное производство до клинических исследований", - рассказывает профессор.

Только благодаря собственной исследовательской и производственной базе и единой команде разнопрофильных специалистов экспертного уровня с опытом работы до 40 и более лет в профессии, среди которых 5 докторов, 15 кандидатов наук, лауреат двух государственных премий, нам удалось на весьма ограниченном бюджете в нереально сжатые сроки довести разработку до клинических испытаний. Это и послужило сигналом для новокузнецкого фармзавода "Органика" начать работу с нами, инвестировать совместно с фондом "Сколково" средства в клинические испытания GRS. Сегодня это наш промышленный партнер со специалистами, с которыми мы рука об руку готовим новое лекарство к выходу на рынок. Для второй фазы клинических испытаний и фармсубстанция, и лекарственная форма препарата были изготовлены уже на АО "Органика".

"Без фонда Бортника, без Минпромторга с программой "Фарма 2020", без фонда "Сколково", без региональной поддержки было бы трудно".

Так, на вторую фазу испытания нового препарата выделил деньги в виде большого гранта фонд "Сколково".

В группе ИФАР в разработке около 10 собственных инновационных препаратов, некоторые, как GRS, с новым молекулярным механизмом (первые в классе). Еще один из них также развивается совместно с АО "Органика", это будет новый препарат от боли, равного которому еще нет в мире. Все разработки группы ИФАР защищены российскими и зарубежными патентами.

Подписывайтесь на новости в Телеграм, ВКонтакте, Яндекс Дзен

 

Автор:

Добавьте нас в Избранное в Яндекс.Новостях

Новости партнеров: