В некоторых частях океана запасы промысловых видов рыб сократились на 95%. Почему же человек так бездумно расходует общественные биоресурсы, и при этом так бережно печется о своих.
Чтобы понять ответ на этот вопрос, ученые Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Базельского университета (Швейцария) провели исследование.
Как оказалось, даже мозг человека реагирует по-разному в зависимости от того, с общими или с частными природными ресурсами имеет дело человек. И отвечает за этот тот самый центр удовольствия — вентральный стриатум.
"Активность мозга свидетельствует о том, что именно сравнение своего дохода с доходами окружающих — зависть — усиливает уничтожение общественного ресурса. <…> Результаты показали: работа мозга меняется в зависимости от того, с общими или с частными природными ресурсами мы имеем дело. Важно понимать тонкие механизмы склонности людей чрезмерно эксплуатировать природные ресурсы. Возможно, это позволит продумать меры по их сохранению", — говорится в пресс-релизе ВШЭ.
Для испытания ученые предложили 50 испытуемым принять участие в экономической игре. За основу взяли рыбную ловлю - в личном водоеме, либо в общественном озере.
Участники игры могли ловить рыбу, продавать и получать деньги. Сколько выловить, человек решал сам, используя разный размер сетей. Учитывалась также естественная миграция рыбы в частом водоемы и вылов ресурса другими игроками в общественном озере.
Все время эксперимента ученые с помощью магнитно-резонансной томографии следили, как реагирует мозг на сокращение численности рыбы в обоих случаях. Оказалось, что резкое сокращение рыбы в озере понижало активность вентрального стриатума. Той самой части мозга, которую из-за высокого содержания в ней нейромедиатора дофамина называют центром удовольствия.
Из этого ученые сделали вывод, что мозг считает неприятным резкое сокращение природного ресурса. Но затем, после углубленного анализа выяснилось, что мозгу все-таки ближе «своя рубашка к телу». Когда человек ловил рыбу в «своем» водоеме, активность нейронов отслеживала оптимальное число рыбы в озере. Человек заботился о том, чтобы не до конца исчерпать запасы. И берег их, чего не случалось в случае с «ничейным» ресурсом.