Следующий их этап – проверка его действия на мышах. Специалисты хотят посмотреть, станет ли вирус более смертоносным для грызунов. И опираясь на это они смогут создавать лучшие вакцины.
"Некоторые ученые уже встревожены такими планами. Если вдруг более мощная версия штамма случайно вырвется из лаборатории, это может спровоцировать смертельную эпидеми и привести к катастрофе."
Об этом заявляет эпидемиолог Томас Инглсби, директор Центра безопасности здоровья Школы общественного здравоохранения Блумберга при Университете Джонса Хопкинса. И произойти это может даже учреждении с высоким уровнем защиты, в таком, как Национальный институт аллергии и инфекционных заболеваний (NIH).
Ученые настаивают на серьезных проверках рискованных работ, которые финансирует США.
Однако, учитывая прецеденты прошлых лет, такие правила не применимы к подобным исследованиям. Например, в 2018 году комиссия по безопасности, такую проверку – не разрешила.
Полемика вокруг обезьяньей оспы знаменует собой лишь последнюю вспышку в спорах учены-эпидемиологов с правительством десятилетней давности. Уже ни раз исследование, меняющее патоген, было слишком рискованным. Однако, оно успешно финансируется властями. И кто-то это разрешает.
Особенно споры ожесточились в последние 2 года, поскольку пандемия COVID-19 породила бездоказательные утверждения о том, что SARS-CoV-2 сбежал из лаборатории в Китае.
Пока измемений в свою работу в этом направлении правительство США не внесло и продолжает подвергать всех риску. Даже собственное население. Ведь выделенные таким образом патогены распространяться быстрее и более опасны для людей.
В прошлом месяце группа экспертов, созванная NIH и его головным агентством, Министерством здравоохранения и социальных служб (HHS), выпустила проект отчета, в котором рекомендуется расширить правила GOF, включив в них патогены и эксперименты, не подпадающие под действующую схему.
Если рекомендацию примут – подобные исследования снизят опасность для человечества. Так как их будут тщательнее контролировать. Тогда такие вирусы, как лихорадка Эбола, сезонные штаммы гриппа, корь и даже вирусы простуды, попадут под надзор и ограничениями.
Однако, не все ученые заинтересованы в дополнительном контроле. По их мнению, это вызовет путаницу и задержки в работе с новыми патогенами и поиском способов борьбы с ними.
Есть также группа специалистов, которая предлагает создать совершенно новый независимый орган для надзора за рискованными исследованиями. Который будет обладать всей полнотой информации о работе биолабораторий с такими вирусами и их мутацией.
Они также настаивают на ограничении практики сбора вирусов у диких животных и изучения их в лаборатории. Это становится слишком опасно для людей.
Вирусолог Джеймс ЛеДюк, ушедший в прошлом году на пенсию с поста директора Галвестонской национальной лаборатории Медицинского отделения Техасского университета, говорит:
«Одно дело признать, что эти вирусы существуют в природе. Другое дело модифицировать их, чтобы вы могли их изучать, если на самом деле они могут стать человеческими патогенами».
Все стороны согласны в одном: надо скорее найти общей язык в дебатах о финансировании правительством США опасных патогенов. Сегодня оно является одним из крупнейших в мире сторонников вирусологических исследований. А значит несет ответственность перед всем миром.
Ранее мы писали о том, что Запад продолжает масштабные испытания на территории бывших стран СНГ.
Подписывайтесь на новости в Телеграм, ВКонтакте, Яндекс Дзен.