24 часа до начала войны?
Великобритания, Германия, Италия, США и Франция дали главе Сербии Александру Вучичу 24 часа. Альянс потребовал немедленно убрать баррикады, возведенные на границе с непризнанным Косово. Отказ может обернуться резкой эскалацией конфликта.
НАТО не будет пресекать попытки косовского руководства самостоятельно разобраться с ситуацией в автономии, сообщает Reuters со ссылкой на послов альянса.
По сути, это означает, что Запад угрожает дать полный карт-бланш косоварам "решить вопрос" с сербами силовым путем. К эскалации Приштина готова, недаром косовский премьер Альбин Курти открыто намекал: на севере края не обойдется без жертв.
Именно поэтому Александр Вучич хочет участия армии для защиты населения. В приграничный регион уже отправился начальник генштаба вооруженных сил Сербии. Белград долгое время добивался мирного урегулирования – и даже когда этнический конфликт обострился, тот же Вучич просил Международную миссию под эгидой НАТО ввести войска на север края, чтобы остановить возможное кровопролитие.
Причины ненависти
Исторически, Косово считают своим и албанцы, и сербы. Их постоянные конфликты обострились в начале XX века, причем страдали почти всегда мирные жители. После Первой Балканской войны в регионе не прекращалась резня. Самые мрачные времена настали в начале 40-х годов, когда тысячи сербов были зверски убиты албанскими фашистами "вулнетари". На место расстрелянных переселяли албанцев.
Однако в 1944 году в Косово вошли сербские партизаны, которые начали мстить. Кровь снова полилась рекой. Когда к власти в Югославии пришел Иосип Броз Тито, он долгое время надеялся на присоединение Албании. При нем, Косово активно заселялось албанскими переселенцами, что вызывало ярость сербов. Их положение постоянно ухудшалось, что приводило к росту недовольства и протестам. Уровень национализма и религиозной нетерпимости в крае постоянно рос.
В 1998 году косовские албанцы решили отказаться от статуса автономии и объявить независимость Косова и Метохии – от Сербии и Союзной Республики Югославия. В феврале все того же 1998 года: косовары от угроз перешли к силовым действиям. Вооруженный конфликт быстро вышел из-под контроля. Этнические чистки вылились в очередную резню с большим количеством жертв с обеих сторон.
Запад использовал это как предлог, чтобы навсегда покончить с Югославией, как наследием Советского Союза. В марте 1999 года войска НАТО, без одобрения ООН, начали бомбардировки республики. По данным Белграда было убито примерно 5700 мирных жителей. Потери в войсках Милошевича в Human Rights Watch оценили еще в тысячу человек. Помимо военных структур были разрушены школы, больницы, инфраструктура, объекты культурного наследия.
Спустя два месяца Югославия пала и контроль над Косово перешел к силовому блоку НАТО, который назвали KFOR. Предполагалось, что он обеспечит мир в регионе – но на деле в KFOR просто закрыли глаза на начавшиеся практически сразу гонения на лиц неалбанской национальности. Зафиксированы многочисленные факты убийств, нападений, похищений. Более 164 тысяч сербов были вынуждены бежать из края.
Что происходит сейчас
После "политики выдавливания" и массовых депортаций в непризнанном Косово осталось около 120 тысяч сербов. Приштину это явно не устраивало и в ноябре этого года местные власти придумали новый запрет: на автомобильные номера, выданные Сербией. За их использование решили штрафовать.
Естественно, такая мера не могла не спровоцировать возмущение местной сербской общины. И далее ситуация развивалась по предсказуемому сценарию. В какой-то момент косовские силовики обвинили в терроризме бывшего полицейского Деяна Пантича. По мнению сербской стороны, это произошло только из-за того, что вместе с коллегами он подал в отставку, в знак протеста. Тем не менее, Пантича арестовали и заключили под стражу.
В ответ, возмущенные люди вышли на улицы, перегородили трассы грузовиками и начали возводить баррикады. Приштина тут же отдала приказ на выдвижение косовского спецназа, вооруженного автоматическим оружием – несмотря на то, что это прямо запрещено отдельным соглашением. Бойцы в тяжелой экипировке блокировали пограничные переходы из Сербии. С той стороны, в свою очередь, стали подтягиваться войска и бронетехника.
В такой напряженной обстановке на севере края постоянно происходят стычки. Спецназ регулярно ведет перестрелки с сербами на баррикадах, в частности у населенного пункта Зубин-Поток.
Тайная подоплека
Этот конфликт может показаться искусственно созданным. Регион уже долгие годы фактически является "пороховой бочкой". Спровоцировать там эскалацию, вплоть до полномасштабной войны не составляет труда. Но главный вопрос: зачем такое напряжение потребовалось создать именно сейчас?
Чтобы на него ответить, достаточно вспомнить, что Сербия сегодня является главным и по сути единственным другом Москвы в Европе. Белград категорически не приемлет антироссийские санкции – несмотря на огромное давление со стороны Брюсселя и Вашингтона.
"Единственная страна, которая не согласовалась с политикой санкций – республика Сербия. И пусть вам не врут, что есть какая-то другая позиция, ее нет!" – Александр Вучич, президент Сербии.
Сербы регулярно проводят массовые митинги и шествия в поддержку российского народа и против европейских санкций. Местная пресса постоянно напоминает о давних братских связях, и том – что Москва всегда поддерживала Белград в борьбе за независимость.
"У Сербии нет большего друга, чем Россия" - Ненад Попович, председатель Сербской Народной Партии.
Экономический союз и окно в Европу
Но дело не только в наших давних культурных, религиозных и политических связях. Сербия имеет большое значение для России, как экономический европейский хаб. Это срединное государство Западных Балкан, которое с одной стороны занимает важное место в стратегии евроатлантической интеграции, а с другой – вызывает большой инвестиционный интерес Китая. Еще в 2013 году Москва и Белград официально перешли в режим стратегического партнерства.
В прошлом году объемы российско-сербской торговли выросли более, чем на 20%. Сербия получает газ из РФ по "Балканскому потоку" и эти поставки: залог энергетической безопасности республики. Белград покупает у наших компаний нефть, алюминий, продукцию черной и цветной металлургии. И поставляет Москве стройматериалы, текстиль, одежду, лекарства, автозапчасти и шины. Сербия стала первой страной ЕС, запустившей у себя производство российских вакцин.
Только за этот год россияне зарегистрировали здесь больше 2000 компаний (это, кстати, в 15 раз больше, чем в 2021 году). Благодаря режиму свободной экономической зоны – это позволяет сэкономить 20% на НДС. Многие фирмы переводят производство в республику для обхода европейских санкций и запрета на транзит продукции по территории Евросоюза. Среди них - петербургский косметический бренд Levrana.
Не стоит забывать и про военное сотрудничество. Россия поставляет сербской армии истребители, вертолеты, противотанковые ракетные комплексы, зенитно-ракетно-пушечные системы.
Ежегодно проходят совместные учения "Славянское братство": их возобновили с 2021 года, даже не смотря на категорические протесты властей ЕС. А с 2020 года в Сербии открылось представительство Минобороны РФ. Россия так же заявила о поддержке позиции Белграда по ситуации в непризнанном Москвой Косово.
Если рассорить не удается, надо ослабить
С учетом этого, Запад ведет в отношении Сербии еще более жесткую политику, чем по Венгрии. И если непокорному Будапешту после заявлений о вреде санкций просто заморозили многомиллиардную финансовую помощь – то Белграду явно готовят жесткий "урок".
ЕС спешно готовится рассмотреть заявку Приштины о вступлении края в еврозону. Это планируют обсуждать уже в январе 2023 года. Косово так же собирается стать членом программы НАТО "Партнерство ради мира".
Ставки растут. И пока не ясно: удастся ли спровоцировать Вучича на вооруженное столкновение. По резолюции 1244 Совбеза ООН Сербия вправе отправить в регион до тысячи военнослужащих и полицейских. Если это произойдет, избежать силового противостояния будет практически невозможно.