Увидеть проблему
Агрессивная атака аномальных клеток. Сбой в отделе качества работы организма. Рак может поразить любой орган и уследить за этим моментом сам человек не в силах. Особенно, если речь о щитовидке.
12-15 граммов у взрослого человека, 2-3 грамма у новорожденного. Маленькая щитовидная железа – предмет серьезного изучения в НМИЦ Эндокринологии. Для научной работы и лечения пациентов с онкологическими заболеваниями при центре уже пять лет действует Институт онкоэндокринологии.
Целая команда врачей работает на стыке общей задачи, когда эндокринная патология пересекается с онкологической. Чаще всего специалисты сталкиваются с проблемой рака щитовидной железы.
”Доктор, но у меня же все нормально. У меня нормальные анализы гормонов щитовидной железы, меня ничего не беспокоит. А у меня уже рак", – с такой реакцией пациента врачу приходится сталкиваться часто, рассказывает Петр Никифорович, зам главного врача по координации онкологической службы ”НМИЦ эндокринологии” Минздрава России, врач-онколог, хирург.
Лишь 4% узлов щитовидной железы могут оказаться раком
Самоосмотры и самонаблюдение в большинстве этих случаев не эффективны. Кроме того, узлы щитовидки – в основном маленькие образования до 2-3 сантиметров. Выявить их наличие при осмотре пальцами невозможно даже врачу.
Крайне редко эти опухоли увеличиваются в размерах и ведут к изменению формы шеи, ассиметрии, затрудненному глотанию. Но разрастание с онкологией не связано, подчеркивает врач.
Большие проблемы маленькой щитовидки
Можно увидеть только на УЗИ. И в этом направлении наша страна пережила технологическую революцию, говорит Петр Никифорович. В подавляющем большинстве медицинских центров есть и узи аппараты, и специалисты, для которых ультразвуковое исследование щитовидной железы – ежедневная работа. Это позволяет выявлять проблемы на ранней стадии.
Росстат: в 2011 году выявлялось 85 случаев заболевания рака щитовидки на 100 тысяч населения, в 2021 году – 125 пациентов на 100 тысяч
Определить только узел или уже рак просто по УЗИ невозможно. И размеры самого узла – не показатель. На разных аппаратах они могут быть разными. Самый важный вопрос: экспертность врача и прибора.
Необходимо грамотное описание и интерпретация исследования. За вторым мнением лучше обращаться в клинику, где в связке работают онкологи и эндокринологи. Дополняет картину анализ крови и при необходимости пункция.
Диагнозы могут меняться при уточнении у специалистов как в ту, так и в другую сторону
”В значительном количестве случаев при пересмотре УЗИ щитовидной железы мы меняем диагноз. Это связано с тем, что кроме самой щитовидки врач обязан оценивать лимфоузлы, которые располагается вокруг и сбоку. От полной оценки точно зависит диагноз и показания к хирургическому лечению," – рассказывает Петр Никифорович.
Экспертный подход позволил выявлять больше заболеваний на треть, а главное – снизить смертность почти в два раза: с 4,8% в 2011 году до 2,5 в 2021 году.
Не только вылечить
Снизить агрессивность хирургического лечения. Такую сложную задачу ставят перед собой врачи. Удалить саму щитовидку недолго. Вопрос в целесообразности и последующем качестве жизни пациента. Страдает часто не только от самой операции, но и от травм возвратного гортанного нерва. Вплоть до затруднений дыхания и потери голоса.
Специалисты НМИЦ Эндокринологии активно пересматривают объем хирургического лечения. Удалять не всю щитовидку, а определенный участок. Если узел без метастазов и до 4 см – сохраняют половину органа.
"Это в два раза снижает риск повреждения возвратного гортанного нерва и полностью нивелирует риск развития гипопаратиреоза. В 50% случаев после таких операций пациент не принимает препараты гормонов щитовидной железы, качество его жизни остается идеальным", – подчеркивает Петр Никифорович, зам главного врача по координации онкологической службы ”НМИЦ эндокринологии” Минздрава России, врач-онколог, хирург.
В поддержку действий российских врачей и данные коллег из Японии и США. Доказано, что узлы рака щитовидки меньше 1 см при отсутствии метастазов, воздействия облучения, случаев наследственности и осложнений расположения можно не сразу оперировать, а наблюдать. Вероятность дальнейшего роста по исследованиям 5-7 случаев из ста.
Лечение не на потоке
Научная работа позволяет менять протоколы лечения. К примеру, новые уровни маркеров для показания к операции, целесообразность использования в терапии радиоактивного йода.
Ушли от назначения ”на всякий случай", делится опытом Петр Никифорович. Главным врачом в онкологии становится не только хирург. Вместо стандартного протокола по удалению используют прицельные препараты, иммунотерапию.
Благодаря опыту врачей онкологические заболевания переводят в разряд хронических
Портрет уязвимого пациента
Рак щитовидки свою жертву не выбирает. Но соотношение мужчин и женщин 1:3. По врачебному опыту именно у женщин он встречается наиболее часто, помимо рака груди.
Среди отягчающих факторов – облучение в области шеи и грудной клетки в юности или детском возрасте. Прохождение лучевой терапии и избыточной диагностики КТ. Работа на производстве с повышенной радиологической опасностью. Но какого-то особого портрета пациента не существует, говорят врачи.
Сталкивались с лечением как детей 1-2 лет, так и пожилых людей 90 лет.
Профилактика онкологических заболеваний – все тот же здоровый образ жизни. Поддержка иммунной системы, чтобы организм и ”контроль качества” не давал сбоев.
Физическая активность даже у онкологических пациентов улучшает прогноз по выживаемости. Сам диагноз "рак" звучит как приговор, но стараниями онкологов, эндокринологов, хирургов пациенты все чаще продолжают жить.