Узнать обо всем мы решили у непосредственного участника событий. Человека, который выполняет свой долг – с самых первых дней специальной военной операции. Его позывной "Аркаим".
Вы с первых дней в эпицентре событий. Это добровольное решение или приказ? Где Вы на тот момент проходили службу?
На момент начала СВО мы находились на учениях "ЗАСЛОН 2022", поэтому 24 числа получили приказ, снялись с лагеря и выдвинулись к границе в составе объединённой тактической группы Росгвардии. Наш отряд тогда ещё назывался "35-м отдельным разведывательным". 24 числа были единицы – те, кто не захотел, их отправили домой.
Расскажите про свой воинский путь. Почему стали мичманом? Какие возлагаются задачи по месту службы и где она проходит? То, о чем можно говорить.
В армию меня призвали. Попал тогда ещё в морские части Внутренних Войск МВД. На Байкал, в водолазную учебную часть. Ещё тогда и решил, что свяжу свою жизнь с профессией военного водолаза, хотя перед армией получил образование электромонтёра - что мне по службе тоже много раз пригодилось.
После учебки по распределению попал в Ростовскую область, там подписал контракт, получил должность начальника водолазной станции и звание мичман. До 2014 года носил морскую форму. Тогда Родина сказала, что нужны специалисты такого рода, как я. Во вновь создаваемых подразделениях Крыма. Решил, что от такого шанса "водолаз – море" не стоит отказываться и поехал. Потом перевёз и семью.
Принял должность техника взвода водолазов роты проведения специальных мероприятий. До СВО занимались совершенствованием профессиональных навыков, физподготовкой, тренировались, осматривали порты Крыма на наличие МВУ (минно взрывных устройств). Иногда находили снаряды времён Великой Отечественной войны. Обеспечивали общественный порядок. Принимали участие в водолазных Армейских играх, правда не в качестве команды участников.
Ваш первый военный поход - было страшно? Хватало подготовки, полученной на воинских учениях?
Наш первый поход начался с ожидания на границе РФ. Тогда, кстати, появились ещё "пятисотые" и достаточно много из состава нашей тактической группы, но не нашего отряда.
На Украину мы зашли не сразу. К полевым условиям были готовы, спецназ так живёт большую часть службы. Но когда двигались по дорогам Украины, было страшно, когда видели сгоревшие колонны прямо на дорогах, то есть они даже не успели сманеврировать и уйти от атаки… и не понятно было: наша эта колонна или нет. Техника-то одинаковая. Страшно всегда, главное этот страх преодолеть.
Где родились, кто ждет дома?
Родился в Челябинской области, недалеко от древнего городища Аркаим в посёлке Снежный. Дома у меня сын, дочка и Супруга – именно с большой буквы, самый надёжный тыл!
Как воспринимают этот непростой период в Вашей воинской биографии близкие? Пишут письма? Можно ли звонить?
Супруга меня поддерживала не только морально, но и даже стала своего рода волонтёром, чтоб помогать материально. Звонить можно, но не в коем случае этим не злоупотреблять. Сто раз подумать: что хочешь сказать. И делать это подальше от передовой. И письма пишет вся страна – это невероятно приятно, письма эти мы храним. Тем более, когда видно: что написано с душой.
Как проходит ваш обычный день на службе?
До того, как вышли из Херсона, выполняли задачи по своему непосредственному назначению. Осматривали мосты через Днепр, взаимодействовали с инженерными войсками МО, обеспечивали порядок на Днепре вдоль всего Херсона, уничтожали всё – что представляло угрозу (из того что находили в воде).
Потом нас передислоцировали, мы стали выполнять задачи по обеспечению общественного порядка во вновь созданных регионах РФ. Служба на постах, патрули...
Если бы выбирали снова профессию: был бы это флот? Представляете свою жизнь только на суше?
Да! Я делал осознанный выбор. И профессию свою полюбил.
Участвует ли ваше подразделение в боевых операциях? Какие ощущения?
Сейчас у нашего отряда больше задачи по обеспечению общественного порядка, но в начале принимали участие, взаимодействовали с Минобороны и другими ведомствами. Непосредственно в стрелковом бою с противником не сталкивались, только артобстрелы – это страшно.
Как оцениваете боевой дух наших солдат?
Боевой дух на высоком уровне. Тем более, что теперь каждый, думаю – уверен в том, что никто не будет забыт. Ничто не будет забыто.
Если сравнивать состояние нашей армии 10 лет назад и сейчас: насколько велика разница?
Разница есть, но и проблемы всё же есть...
А с какими проблемами столкнулись в зоне СВО?
Самое главное - проблемы со связью и межведомственное взаимодействие.
Были те, кто не выдерживали психологически? Те, кто "сломался"?
Они отсеялись ещё на границе. Потом были те, кто ушёл по окончанию контракта, но их судить не за что: условия контракта они выполнили.
Кто работает эффективнее: мобилизованные или контрактники?
Я думаю – так будет некорректно сравнивать. Дайте мобилизованному время. И он будет лучше контрактника, который "оттарабанил" 10 лет, а толку... Мы встречали разных людей из числа мобилизованных – главное, вместе мы сила! Есть такая крылатая фраза. "Главное, не кто против нас, главное кто рядом".
Можно ли демобилизоваться по собственному желанию со сверхсрочной службы СВО?
Нет. Мобилизация для того и была объявлена. И приказ Президента до сих пор действует, чтобы во-первых – те подготовленные контрактники, которые по разным причинам решили не продлевать контракт, всё-таки продолжат свою службу, выполняя теперь долг перед Родиной. Ведь сами посудите быстро набрать контрактников на их места в условиях СВО, было бы нереально.
Во-вторых, добрать мобилизованными численность нашей армии до определённой Президентом накануне мобилизации. И теперь благодаря этому: у нас есть возможность вести боевые действия и при этом возвращаться домой на передышку.
Что с оснащением новоприбывающих? Материальные проблемы удалось разрешить? Бойцы получают нормальную экипировку или приходится подстраховываться самим?
Везде по-разному, но лучше всегда перестраховаться. Надо сказать, что всей страной проблемы мы решаем.
А есть проблемы у наших военных с техникой? Беспилотники, тепловизоры и так далее – в дефиците или уже нет?
Дефицита нет. Остаётся только осваивать матчасть должным образом.
Как изменилась ситуация за этот год?
Конечно изменилась, в нашу победу верит теперь не только наш народ!
Натовское оружие у ВСУ, те же HIMARS – оказывает существенное влияние на ход боевых действий?
На ход в целом, думаю нет. Но вреда наносят знатно. Хотя Антоновский мост под Херсоном, построенный советским народом – этими "хаймарсами" сложить не удалось!
Насколько жестоко действуют ВСУ? По ощущениям: насколько там много идейных националистов?
На нашем направлении с ярыми националистами не сталкивались, но с верой в то, что Бандера якобы просто "боролся за независимость" – это да! Хотя все утверждают, что националистов никогда не видели!
Иностранных наемников много против нас сражается? Их мотивы: только деньги, или "идейные" тоже встречаются?
Тут с моей стороны некорректно об этом рассуждать, потому что на нашем направлении их мало.
Как часто сейчас приходит пополнение? Как проводится отбор, учитывая сложность службы?
Наш отряд мобилизованными пополнили до 100%. Отряд полностью готов, с учётом данного пополнения – выполнять свои задачи.
Как относитесь к работе бойцов ЧВК, того же "Вагнера"? Они эффективны на фронте?
Данное формирование укомплектовано Мужиками – с большой буквы. И поставленные перед ними задачи они выполняют лучше всех.
Сейчас в телеграмм-каналах много блогеров, которые позиционируют себя, как военкоров: как в армии к ним относятся?
Там, если честно не до них. Они работают для вас. Слово "Интернет" для нас означает "смерть".
Самое страшное воспоминание, что произвело самое большое эмоциональное впечатление? Было такое, что плакали?
Когда после прилёта "хаймарса" в небольшое здание, где находились 7 бойцов, мы с товарищем раскопали завал. Нашли тела двоих. Попытались вытащить, но не успели. Потому что от возгорания начался подрыв их боекомплекта, гранат… Пришлось оставить. Парни сгорели, они были уже мертвы. Но парней жалко. Они не из нашего отряда, мы их даже не знали... на передовой это повсеместно. Но не воспринимать вот это сердцем невозможно!
Что скажете тем, кто собирается добровольцем?
Если уверены в своей подготовке – дерзайте!