Информационное агентство
/ 20 сентября, пятница 22:35

Переедание: как питаться, чтобы не заедать стресс

Разбираемся с психотерапевтом в расстройствах пищевого поведения

Переедание: как питаться, чтобы не заедать стресс
ftimes.ru

9% населения мира сталкиваются с расстройствами пищевого поведения(РПП), говорят данные международных исследований. Но по росту распространённости избыточной массы тела и ожирения РПП диагностируются недостаточно. В случаях, когда переедание становится чрезмерным и неконтролируемым следует обращаться к врачу-психотерапевту.

Стресс – как повод поесть для успокоения

Желание дополнительно поесть помимо здорового рациона питания во время или после значимой ситуации указывает на стрессогенное переедание. А при снижении стрессоустойчивости постепенно большинство событий обыденной жизни становятся психогенными.

Не всегда осознается стрессогенное переедание. Приходится уточнять какие были ситуации в прошлом в тот период, когда начала увеличиваться масса тела. При анализе этой темы часто возникает осознание связи переедания и значимого психотравмирующего события.

Избыточный вес или ожирение, которое развивается вследствие РПП можно рассматривать как психосоматическое заболевание.

Прослеживается четкая связь увеличения массы тела с субъективно значимыми психотравмирующими ситуациями, когда реакция личности не способна адаптивно справиться в ситуациях напряжения, особенно длительными по времени, что приводит к снижению стрессоустойчивости и развиваются психопатологическое отреагирование,” – рассказывает Татьяна Зеленкова-Захарчук, психиатр, психотерапевт, к.м.н. ГНЦ НМИЦЭ.

Ученые утверждают, что единой причины, которая объясняет развитие расстройств приема пищи еще не удалось выявить. Важна совокупность факторов, таких как генетическая предрасположенность, эпигенетическая уязвимость, биохимические процессы, психологические факторы, социальное воздействие.

РПП занимают первое место среди психических расстройств по смертности, суицидальному риску

Первые симптомы РПП могут проявиться в детском или подростковом периодах – во время возрастных кризисов развития личности 3-5, 6-7 лет или с 12 лет, когда организм уязвим в эмоциональном реагировании и меняется привычные стереотипы жизни.

gorzavod.ru

Для детского возраста характерно перманентное переедание с приемами пищи без разделения по кратности и порционности, когда успокаивает само пережевывание пищи.

В подростковом возрасте в 30 % случаи РПП начинаются с нервной анорексии/орторексии-булимии, с самостоятельными попытками уменьшить вес, иногда даже с нормы

Это могут быть жесткие диеты с голоданием, изнуряющими физическиминагрузками, очистительным поведением в виде вызывания рвоты или приема слабительных и мочегонных, рассказывает Татьяна Зеленкова-Захарчук.

Эпизоды ограничения питания сменяются неконтролируемыми приступами переедания по типу компульсивного, с последующим развитием чувства вины и самонаказанием. И с каждым эпизодом голодовки масса тела все меньше снижается, а интенсивность компульсивного переедания нарастает и вес увеличивается больше, чем было раньше, вплоть до развития ожирения.

Еще один период риска – менопауза, возрастной гипогонадизм или выход на пенсию, когда пациентам приходится приспосабливаться к новому образу жизни, без привычного рабочего ритма.

alamy.com

РПП представляют собой синдромы, которые являются проявлениями основных психопатологических расстройств, преимущественно представленными депрессивными расстройствами. При морбидном ожирении выявляются тяжёлые эндогенные психические расстройства с нарушением мышления и искажением восприятия тела, носящими психотический характер: ”ем мало и тело само пухнет, пища разрастается внутри от нарушения метаболизма”, люди не считают себя больными, лишний вес и повышенный аппетит связывают с диабетом или инсулинотерапией, вызывающими постоянное чувства голода. Попытки включения в лечение воспринимаются с обидчивостью, как обвинение в болезни”, – делится опытом Татьяна Зеленкова-Захарчук.

Как лечат

Психопатологическую составляющую с РПП лечат врачи- психиатры, психотерапевты комплексным подходом, сочетающим назначение высокопотентных антидепрессантов двойного действия и мультимодальной психотерапией. Лечение длительное, так как болезненные процессы носят хронический характер.

Задача для антидепрессантов убрать психопатологические симптомы депрессии, тревоги, ложное невротическое чувство голода, отсутствие чувства сытости после приема оптимальной порции пищи, восстановить сон.

При морбидном ожирении к медикаментозной схеме лечения подключают современные нейролептики, чтобы восстановить когнитивный контроль над пищевым поведением.

Цель – разграничить рациональное питание от патологических позывов к перееданию.

”После снятия всех проявлений психической патологии нужно поддерживать лечение не менее 1 года для восстановления стрессоустойчивости, появления сил для регулярных физических нагрузок, возвращению к здоровому стилю питания, с полным перепрограммированием на адаптивную стратегию реагирования без  ”пищевого невроза“ как реакции в стрессовых ситуациях”, – рассказывает Татьяна Зеленкова-Захарчук.

Описание

Без такой проработки проблему ожирения не сможет полностью и безвозвратно решить даже операция по уменьшению желудка. Причина в том, что без осознания болезни пациенты не соблюдают режим питания и обвиняют врачей, что не могут полностью вылечить. И даже, если не обращались за помощью до бариатрической операции, можно ее подключить после оперативного вмешательства на этапе возращения к здоровому стилю жизни.

Практически врачи психиатра и психотерапевты выравнивают деформацию личности по созависимому инфантильному типу в результате прошлых возрастных незавершённых изменений в эмоционально зрелую

Рисуем, когда хочется есть

Пациенты учатся получать удовольствие в разных сферах жизни, а не только от еды. Не принимать пищу, если нечем заняться. Не есть вечером, если нет аппетита с утра. Пресекать попытки заместить переедание приемом алкоголя – есть даже термин алкорексия.

Одно из направлений – арт-терапия или лечение искусством, когда пациенты учатся управлять эмоциями. Восполняют дефицит эстетического и духовного развития, особенно если психотравмы произошли у ребенка или подростка и отразились уже в зрелом возрасте. Даже если изначально проблемы были связаны с тяжелыми переживаниями, а уже во взрослом возрасте настигает апатия.
gas-kvas.com

”Апатия - главная причина препятствия соблюдению режима питания и регулярных физических нагрузок, ассоциируется с бессилием, компенсируется непреодолимым желанием переедать для придания сил и улучшения работоспособности. Наличие апатии свидетельствует о тяжелом (витальном) истощении психики”, – рассказывает Татьяна Зеленкова-Захарчук, психиатр, психотерапевт, к.м.н. ГНЦ НМИЦЭ.

• В 30% случаев пищевые расстройства маскируют основную психологическую проблему. Переедать можно даже без жалоб на сниженное настроение, тревогу и еда вытесняет и подавляет негативные эмоции.

• В 35% случаев РПП сочетаются со склонностью к другим ”маниям” – связанным с играми, шопингом, кредитами, злоупотреблением алкоголем и другими психоактивными веществами.

РПП не развиваются отдельно, констатируют врачи, а случаются как проявление основного психического расстройства. Тревога, слабость, головная боль, головокружение, боли в животе могут сопровождаться желанием справиться с приступом паники приемом углеводов, а значит поесть побольше для успокоения. Инициатор здесь не желудок.

Негативные эмоции и неконтролируемое поведение. Вместе со специалистами к полному выздоровлению приходят 40-60%. Но почти у половины есть и высокий риск снова сорваться.

Подписывайтесь на новости в Телеграм, ВКонтакте, Дзен.

Автор:

Добавьте нас в Избранное в Яндекс.Новостях

Новости партнеров: