В частных интересах
До четырех тысяч частных военных компаний с ежегодным доходом около 400 млрд долларов в год действует сегодня в мире по экспертным оценкам. Современная история ЧВК берет начало в середине прошлого века. Пионерами современной истории наемников стали США, ЮАР, Великобритания, Израиль.
Размах индустрии обеспечило окончание ”холодной войны”. Армии сокращались. По данным факультета международных отношений университета Цинхуа, в 1990-х годах армию США сократили с 2,04 млн до 1,36 млн человек. Британские войска – с 30,9 до 22 тысяч. Немецкие вооруженные силы и вовсе урезали вдвое – с 60 до 32 тысяч. Кадровые военные оказались на перепутье: мирная профессия или поиск другого способа применения своих навыков обращения с оружием.
А тут западные страны ослабили армейскую монополию и позволили развивать частный бизнес на войне. Появился и спрос: только с 1991 по 1997 произошли 245 различных военных столкновений. Многим лидерам небольших стран стало дешевле призвать наемников, чем усилить свою армию.
Рынок военных услуг
Доверяли подобным структурам не только охрану стратегических объектов или подготовку сотрудников спецслужб. Главной задачей формирований стало их использование по прямому назначению за пределами страны. В зоне конфликтов или политической нестабильности.
Особенно если есть необходимость в том, чтобы в щекотливых ситуациях не страдала репутация армии государства, заинтересованного в том или ином исходе. Или крупная корпорация усиливала и сохраняла свое присутствие в бедной стране с богатыми ресурсами.
Глобальным рынок ЧВК стал уже в начале этого века. По оценке журнала The Economist, за первое десятилетие XXI века объем рынка частных военных компаний впервые превысил 100 млрд долларов. Превратился в отдельный сектор военных услуг. С задачами от вооруженной охраны стратегических объектов, военных баз и грузов до разминирования территорий и ведения боевых действий.
Многостаночники без статуса
Сколько стран – столько точек зрения. Нет не только единого общемирового подхода, но даже внутри стран правовая база может розниться в разных штатах.
Разрешены ЧВК в Канаде, Швейцарии, ОАЭ, Великобритании, Франции, Германии, Австралии и множестве других стран.
Самые мощные структуры – в США и Великобритании. Действуют в рамках американского Закона о государственной обороне и Единого кодекса военной юстиции.
Лицензии британским наемникам выдает местный МИД в рамках Закона о частной охранной деятельности. В Австрии и Германии нет отдельных законов для индустрии частной военной деятельности. Регулируют работу как коммерческих компаний.
Эксперты Международного Красного Креста считают, что ЧВК работают в "крайне размытых ситуациях, границы которых трудно отделить"
В 2008 году появился международный Документ Монтрё, который обязывает ЧВК соблюдать основные права и свободы человека. Но он исключительно рекомендательный и не имеет юридической силы. Подписали документ 58 стран, а приняли в качестве Закона только в Швейцарии.
Статус ЧВК в России хотят прописать дополнительно. Госдума и Совет Федерации только работают над законопроектом о легализации таких объединений. Документ даст четкое определение ЧВК, полномочия, подконтрольность государству. В Конституции России есть запрет на создание частных военных компаний, а наемничество в стране карается УК, но речь о гражданах других стран.
”Государство может выступать заказчиком данной деятельности и таким образом частично делегировать владельцам частных военных компаний свои полномочия по созданию вооруженных формирований, поэтому никаких поправок в Конституцию будущий закон о ЧВК за собой не понесет”, – пояснил Парламентской газете первый зампред Комитета Совета Федерации по обороне Владимир Кожин.
Лидеры зарубежного рынка
Одной из первых ЧВК стала американская DynCorp. Основана в 1946 году. Изначально специализировалась на ТО вертолетов. А с 90-х уже побывала в Персидском заливе, Ираке, Косово, Афганистане, Колумбии, Гаити. DynCorp и сегодня одна из крупнейших ЧВК в мире. Свыше 14 тысяч сотрудников, общий доход более 3 млрд долларов.
Самая раскрученная из ЧВК – Blackwater, основанная в 1997 году. Впоследствии известная под брендом Academi. В перечне задач – выполнение госзаказов: в том числе охрана сотрудников ЦРУ в Афганистане в 2002 году, Госдепартамента США в Ираке в 2003 году, посольства США в Багдаде.
Вокруг компании были скандалы с необоснованным применением силы в тюрьме Абу-Грейб, беспорядочная стрельба с убийством мирных жителей в Багдаде в 2007 году, когда те загородили путь кортежу американских дипломатов. 14 человек были убиты, 17 ранены. Осудили виновных лишь в 2014 году. Тогда же Academi закрыли.
Одна из крупнейших – компания G4S из Великобритании. Свыше 800 тысяч сотрудников, что в пять раз больше армии страны. Представлена на всех континентах, сотрудничает с сорока посольствами по всем миру. В послужном списке – организация безопасности при проведении Олимпийских игр в Лондоне в 2012 году.
Asgaard German Security Group частная охранная фирма Германии, основанная в 2007 году. Обеспечивает безопасность военных и гражданских объектов и конвоев. Немецкие СМИ в разные годы писали о присутствии сотрудников этой компании в Афганистане, Ираке, Марокко, Нигерии, Пакистане, Хорватии, Сомали.
Первая частная военная компании России – РСБ-Групп была основана в 2005 году. ”Компания военного консалтинга” выполняет задачи в зонах ведения боевых действий, высокой террористической угрозы. Занимается охраной торговых судов от пиратов. Как говорится на сайте РСБ – действия сотрудников носят характер не атакующий, но сдерживающий и защитный. Без участия в сомнительных операциях, только в международном правовом поле – ”Мы те овчарки, которые поддерживают баланс в природе”.