Таблетки под учет
Продажу лекарств для прерывания беременности будут контролировать жестче. Минздрав России предлагает ограничит их реализацию, а сами медикаменты внести в особый перечень – с количественным учетом. Об этом заявил министр здравоохранения Михаил Мурашко по итогам заседания президиума ”Единой России”:
”Блок вопросов касался демографических, в том числе, направлений, в частности, ограничения продажи и перевод в предметно-количественный учет препаратов для прерывания беременности. Мы поддерживаем и считаем, что в этом году этот процесс надо завершить”.
Планируется, что контролировать эту категорию препаратов будут не только в аптеках, но и в медицинских организациях. Строгость будет такой же как для лекарств, обладающих наркотическим или психотропным действием, сильнодействующих и содержащих ядовитые вещества.
Оборотная сторона запрета
Опасность в предстоящем ужесточении продаж увидели в Госдуме. По мнению первого зампреда комитета по вопросам семьи, женщин и детей Татьяны Буцкой, ограничения на таблетки для прерывания беременности могут обернуться увеличением числа процедур, которые наносят еще больший вред женскому здоровью.
”Мы не должны прийти к тому, что, введя препараты для медикаментозного аборта в количественно-поштучный учет, мы закроем вход этих препаратов в клиники, которые не захотят, как они говорят, ”возиться” с оформлением, с контролем. Это не должно привести к увеличению числа хирургических абортов”, — считает Буцкая.
Медикаментозный аборт является самым безопасным из всех средств прерывания беременности, что сейчас существуют
После хирургического вмешательства каждая пятая женщина сталкивается с осложнениями, отметила Буцкая, но сама инициатива направлена на контроль законности поведения абортов.
”Введение этого учета препаратов для медикаментозного аборта приведет к тому, что мы четко будем знать историю каждой таблетки: откуда она пришла, в какую клинику поступила и какой пациентке ее дали”, — подчеркнула депутат.
Предлагают не впервые
Ограничить продажи абортивных средств в аптеках призывала еще в 2019 году на тот момент Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова в своем докладе. Так же Кузнецова предлагала изменить финансирование медицинских организаций, чтобы не было прямой заинтересованности от количества выполненных операций по прерыванию беременности.
”Можно ограничить продажу в аптеках абортируемых лекарственных препаратов, а также изменить систему финансирования лечебных учреждений, при которой объем выделяемых средств обратно пропорционален количеству абортов”.
По данным Минздрава, за последние десять лет число абортов в России снизилось более чем вдвое. Только в 2022 году от прерывания беременности отказались 44 тысячи женщин.
Прерывание беременности по медицинским показаниям сегодня лишь 5% от общего количества абортов
На сегодня 80% абортов – медикаментозное прерывание, в остальных случаях – вакуум-аспирация, приводят статистику врачи. Фармаборты проводятся до 6-7 недели беременности, после обследования, если нет противопоказаний и если женщина не старше 38 лет.
Уже на посту вице–спикера в июне этого года Кузнецова предложила губернаторам не выдавать лицензии на аборты частным клиникам. Такое решение приняли в Мордовии. По данным парламентария, в регионах, где частные клиники не имеют право делать аборт, рождаемость выше.
За четыре года – с 2018-го по 2021-й – число абортов в государственных учреждениях уменьшилось на 27,4%, а в частных за это же время увеличилось на 16%
”Среди регионов России лидер по числу коммерческих клиник с лицензией на аборт – Санкт-Петербург, Москва – на втором месте. При этом ни одной частной клиники с лицензией на аборт нет в 4-х регионах: Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Чукотка и Тыва,” – писала на своей странице в соцсетях Анна Кузнецова.
Врачи в регионах видят ситуацию изнутри. В том числе случаи, когда в бюджетные стационары попадают после ”лечения” в коммерческих клиниках. Уже с осложнениями. Если уж у женщины есть конституционное право выбирать оставить ребенка или прервать беременность, то пусть уж обращаются в государственные медучреждения, которые предлагают полную медицинскую помощь и не допустят печального исхода.
”Тут у нас своя позиция – запретить частным клиникам производить медицинские аборты, передать эти полномочия только государственным медучреждениям, то есть тем, кто сдает свою статистику. Не все частные клиники подают ее, а заставить их не могут,” – говорит заведующая послеродовым акушерским отделением Перинатального центра Якутской клинической больницы Людмилы Шек.
Заняться вплотную проблемой частных абортов на законодательном уровне уже готовы в Госдуме. Жесткий контроль со стороны государства – так обрисовал вице-спикер Петр Толстой перспективу запрета абортов в коммерческих клиниках, которые делаются с нарушением законодательства.