Неужели контрабанда
Семь пробирок по 0,5 мл с образцами яйцеклеток. Такой миниатюрный багаж может принести владелице большие проблемы. Как сообщил Mash, 36-летняя женщина планировала использовать биоматериал для проведения ЭКО в тбилисской клинике – забеременеть с помощью процедуры за 6500 долларов.
С ее слов, в медицинском центре заверили, что транспортировка такого груза легальна, но не предупредили о необходимых сопроводительных документах. Бумаги нужны от Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.
По данным Mash, ущерб оценивается в 2,5 млн рублей. Грозит так же возбуждение дела о контрабанде, срок по статье – до семи лет лишения свободы.
Источник сверхприбыли
Биоматериалы на экспорт. Везут по всему миру. Не так давно в Индии задержали малайзийца, перевозившего замороженный человеческий эмбрион в баллоне с азотом.
Индийское законодательство разрешает такие грузы только для подтвержденных научных целей. Задержанный признался, что возит эмбрионы не впервые. В мусульманской Малайзии суррогатное материнство запрещено, а в Индии мумбайская клиника на выезде лечит таким путем бесплодие.
В Румынии выявили целое сообщество из медиков, которые занимались контрабандой яйцеклеток. В частных клиниках Бухареста девушкам-донорам платили по тысяче долларов за яйцеклетку. Впоследствии ее продавали в Израиле – в пять раз дороже. Выявили два канала поставок, соединявшие две страны.
Крупнейшая в мире сеть по сбору яйцеклеток действует в Нигерии. Нигерийские клиники ЭКО покупают биоматериал по всей стране. В дальнейшем используют не только для оплодотворения бесплодных пар, но и используют в европейских и американских лабораториях для исследований по эмбриональным стволовым клеткам.
Компании берут до 1,5 миллионов долларов с богатых клиентов и платят женщинам-донорам Нигерии по 100-120 тысяч найр за клетку. По обменному курсу, в долларовом эквиваленте, женщины получают на руки чуть больше 104 долларов. Остальное – прибыль компании.
Повышающий коэффициент
Иногда несколько нолей к стоимости яйцеклетки может добавить имя ее владелицы. Еще пять лет назад британская модель и звезда реалити-шоу Джемма Люси предложила фанатам купить ее яйцеклетку за 25 тысяч фунтов стерлингов. Как сообщали потом газеты, покупатель нашелся, хоть далеко и не сразу – за цену в 18 тысяч фунтов.
Популярные страны для медицинского ”клеточного” туризма – Израиль, Испания, Чехия, Дания, Белоруссия
В поисках потенциальных доноров – все средства хороши. В западных университетах и колледжах встречаются объявления, приглашающие сдать яйцеклетку студенток. К примеру, в Йеле есть даже программа донорства от ”представителей интеллектуального общества”.
Промышленный масштаб
Крупная сеть клиник по лечению бесплодия в США ставит перед сотрудниками амбициозные задачи. Стартап по фертильности с "Ориентацией на прибыль” – назвал эту компанию по увеличению изъятия яйцеклеток Bloomberg.
Компания заявила, что ее цель - добиться 4500 беременностей
Многие врачи клиники выступили против, назвав такой ориентир необоснованным. Кроме того им пришлось бы поощрять навязчивое и дорогостоящее лечение пациенток, которые в нем могут и не нуждаться. Тот случай когда медицина – это еще и бизнес.
ЭКО–туры актуальны для жителей стран, где донорство и сама процедура под запретом. По консервативным или религиозным соображениям – как в Турции. Еще несколько лет назад донорские яйцеклетки запрещали в Италии и Австрии.
Банк ооцитов
Стать донором яйцеклетки можно женщине, подходящей под список требований. Потребность в таком материале можно просчитать по статистике: каждая четвертая пара сталкивается с проблемой бесплодия. Если лечение не помогает – прибегают к процедуре ЭКО. В том числе и с донорской яйцеклеткой. Берут ее в так называемом банке ооцитов.
Донором может стать по закону:
• Женщина в возрасте от 18 до 35 лет;
• Физически и психически здоровая;
• После прохождение медико-генетического обследования.
Многие клиники настаивают на наличие хотя бы одного собственного здорового ребенка. В качестве дополнительной гарантии репродуктивного здоровья женщины.
Программа конфидециальна и будущим родителям покажут лишь детское фото женщины-донора и описание в картотеке. В небольших городах стараются ограничивать донорство одного человека, чтобы избежать распространения одного набора генов.
В Австралии, Швеции, Великобритании и Голландии анонимность относительная – если ребенок потом захочет узнать о биологических родителях – по местным законам рассказать обязаны
Цена вопроса в России
Донорство для женщин устроено гораздо сложнее, чем для мужчин. Есть и гормональная подготовка. Болезненнее и сам процесс изъятия. Созревшую яйцеклетку извлекают иглой – методом пункции. И стоит такое вмешательство дороже. В среднем женщине выплачивают в клиниках от 50 до 85 тысяч рублей за процедуру.
Сдавать яйцеклетки можно раз в три месяца. Репродуктолог оценивает и здоровье, и качество материала
Привлечение доноров – вопрос актуальный. И тут все средства хороши. В век информации и соцсетей – так же ищут и желающих сдать яйцеклетку, оговаривая сразу цену и условия. Есть и встречные предложения.
Заморозить на будущее
8,7 млрд долларов оценивался рынок криоконсервации в 2022 году, по отчету Coherent Market Insights. Темп роста – 22,4% в год. К 2030 году уже превысит 40 млрд долларов. Самая значительная часть сейчас из замороженных клеток – стволовые, на них приходится половина объемов. А вот дальше идут как раз дефицитные яйцеклетки и эмбрионы, которые могут ждать своего часа годами.
По прогнозам экспертов, потребности в яйцеклетках будут только расти. Куда ни глянь – угрозы. Тот же коронавирус пугал осложнением в виде бесплодия. А значит и устойчивый бизнес на потенциальной возможности зачать ребенка будет развиваться.