Трое в подвале, не считая крыс, голубя и папы
”Вы посмотрите на моих мальчиков! Если найдете в этом городе более красивых и здоровых детей, покажите их мне. Таких нет. Пацаны освоили язык программирования, играли в Майнкрафт, пели в нашей импровизированной студии. Они все умеют сами: убирать, варить крупы и овощи, накрывать стол. Я их успел обучить всему быту”, – рассказывает отец троих детей, обнаруженных в питерском подвале.
Грязные и раздетые мальчишки находились за компьютером, в окружении стеллажей с книгами и запчастями, украшенными гирляндой. Этот подвал в питерской сталинке – жилище временное, объяснял правоохранителям 36–летний компьютерный мастер Артур. Пока копим на съемное жилье.
”Мы вегетарианцы, жили с голубем - он курлыкал детям песни”, – рассказывал мужчина.
Мать живет в Самарской области с новым мужем. Он детям не понравился, вот и попросились к отцу. Теперь сам подвал выставлен на продажу за 5,5, млн, а судьба случайно обнаруженных мальчиков окончательно еще не решена.
Что нам стоит шалаш построить
Почти год в Тульском лесу жила семья с двумя детьми. Топили печь, пищу готовили на костре, мылись в тазу, выбирались в церковь и магазин. Мать с девочками находилась в розыске, сообщили в областной прокуратуре.
Глава семьи сдавал металлолом, а женщина помогала в храме, за что получала еду.
Девочки 11 и 12 лет в школу не ходили. Их мать развелась с отцом и перебралась в чащу с новым избранником, прихватив и детей. Сейчас их отправили на реабилитацию. Опекуном готовится стать бабушка из Пермского края, которая была против нового мужа дочери из-за его судимости. Она и попросила разыскать внучек.
Маугли из подмосковного Талдома
Это оставленная на попечение чужого мужчины девочка шести лет, которой нашедшие случайно сотрудники полиции дали на вид не больше трех. Весной 2021 года правоохранители проследили за подозрительным человеком, который влез в окно заброшенного дома. Там среди кошек и ползала малышка.
Она не умела ходить, передвигалась на четвереньках, откликалась только на ”кис-кис”.
В отношении матери – Юрате-Алприки Райнэ, которая оставила дочь , возбудили три уголовных дела. У горе–мамаши есть еще одна дочка, они жили в Новой Москве. В школу 11–летняя девочка не ходила.
Люба из ”мусорной квартиры”
Вросшая в шею резинка для волос вызвала настоящий шок у правоохранителей, обнаруживших на Ленинградском проспекте пятилетнюю девочку в 2019 году. Она жила без еды, в куче мусора, не умела разговаривать.
”Она фрукты нюхала, лизала, в первый раз увидела фломастер. Отказывалась ложиться на кровать — до этого хотела спать на стуле. Мыли ее — был крик, визг, она не давалась”, – рассказывала Анна Кузнецова, уполномоченный по правам ребенка.
Полицию вызвали соседи, уставшие слушать детский плач за стеной на протяжении нескольких дней. Мать малышки признали невменяемой и отправили в психиатрическую больницу. Девочку забрала под опеку семья, в которой она научилась разговаривать, петь и танцевать.
Жизнь с птицами
Так и не смог до конца оправиться от детских потрясений Ваня Юдин из Волгограда. В 2008 году, когда ему было 7 лет – его называли мальчиком-птицей. Он не разговаривал, а чирикал. Его не истязали и голодом не морили, но мать оградила ребенка от внешнего мира.
Он не выходил из дома, жил в квартире в окружении попугаев и со временем стал ”говорить на птичьем”.
Обнаружили мальчика сотрудники социальной службы при осмотре квартиры – он копировал поведение попугаев, якобы взмахивая крыльями. При разбирательствах мать от ребенка отказалась. Он до сих пор любит птиц и находится под наблюдением специалистов.
Не прятаться под кровать
Витя из Подольска прожил пять лет в одной комнате с ротвейлером. Ел с псом из одной миски, а за стеной были мама и бабушка. Обнаружила ребенка почти двадцать лет назад медсестра, обходившая пациентов, давно не бывших на приеме.
Навстречу сотрудникам МЧС, открывшим дверь в квартиру, выскочили мальчик и собака, которая защищала ребенка. Витя передвигался на четвереньках и был без одежды. Его передали в приемную семью, где учили говорить, не прятаться под кровать и не выть на луну.
Первым словом ребенка стало ”бондюэль”. Биологическая мать за стеной любила смотреть телевизор…
Витя вырос, окончил колледж и стал портным, но как рассказывает его приёмная мать, полностью самостоятельно вести быт из–за перенесенной в детстве психологической травмы он все же не сможет.
Как такое возможно…
Во времена Советского Союза был закон по учету детей. Он обязывал органы власти контролировать неблагополучные семьи. Сейчас контроль ведется в первую очередь по регионам, рассказывает Ольга Ярославская, Уполномоченный по правам ребенка в Москве.
”К примеру, возьмем Москву. Тут у нас ”Московская электронная школа”, своего рода электронный журнал, в котором находится детская медицинская карта. Но если вдруг потом эти дети уедут в другой регион, то вся информация теряется”, – говорит омбудсмен.
Помочь в контроле ситуации может объединение в общую цифровую базу всех детей. Пока же выявление таких маленьких отшельников – все больше воля случая и неравнодушие окружающих людей.
Опыт отшельничества
Как правило, такие дети – заложники ситуации. Когда затворниками становятся их близкие с психическими патологиями. За нарушение прав ребенка родителям грозит лишение прав и ответственность – вплоть до уголовной по 156 статье "Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего".
Наказывают родителей за проживание их детей в шалашах, подвалах или антисанитарных условиях, жестокое обращение, унижение достоинства или оставление без еды.
Проявления “синдрома маугли“: нарушения речи, неспособность к прямохождению, боязнь людей, отсутствие навыка пользования столовыми приборами и предметами обихода.
И это лишь внешняя сторона. Внутри же маугли – спутанные мысли, разрушенные эмоции и нарушенная та, самая важная, связь маленького человека с большим человеческим миром.
Подписывайтесь на новости в Телеграм, ВКонтакте, Дзен.