Нет лицензии – нет препаратов
Аборт в частной клинике – дело темное. Даже при наличии статистических данных. К примеру, 102 тысячи процедуры по прерыванию беременности было проведено в негосударственных медицинских центрах за 2022 год. Так частники отчитались перед Росстатом.
Со времен пандемии действует мораторий на плановые проверки бизнеса – в том числе в области здравоохранения. А штраф за недостоверные данные о проведенных абортах – символические 70 тысяч рублей. Так что объективных данных за последние годы попросту нет.
Между тем, в России у 2813 медицинских центров есть лицензия на прерывание беременности. В конце прошлого года в Госдуму внесли предложение – запретить частникам делать аборты
”Почему мы так придираемся к коммерческим клиникам? – говорит первый зампред Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая. – Мы не видели у них статистику прерывания беременности, они ее не сдавали. Соответственно, мы не понимаем, сколько абортов там делается”.
Законопроект вызвал много споров. Многие медицинские центры пошли на опережение – сами стали отказываться от этой медицинской услуги – в Крыму, Курской и Липецкой областях, Мордовии, Татарстане.
Теперь Росздравнадзор планирует ужесточить контроль за закупками мифепристона. Этот препарат используется при медикаментозном аборте – для остановки развития беременности. Раз у клиники нет лицензии на аборт – то и препарат здесь не нужен, считает регулятор. А если лекарство закуплено, то внеплановая проверка будет выяснять – с какой целью.
Планируется, что предложения Минздрава по усилению контроля заработают с 1 июля этого года
В прошлом году клиники, где проводятся аборты, Розсдравнадзор проверял по поручению вице-премьера Татьяны Голиковой. Выявили работающих без лицензии и другие нарушения.
Хоть до 2030 года плановые проверки медицинских организаций запрещены, но все же проверить работу медиков могут – по требованию прокуратуры или жалобам граждан.
Серые аборты
АMMIAC. писал о скандальных результатах ”контрольной закупки” по условиям прерывания беременности. 70,4% опрошенных медицинских учреждений согласились сделать аборт в обход действующего закона. В нарушителях оказались 34 частных и 4 государственных клиники пилотных регионов программы ”Репродуктивное здоровье”.
14 медицинских центров для проведения аборта не спросили не только полис, но даже паспорт. Хотя по закону нужна и беседа с психологом, и время – подумать.
“По мировой статистике, я убеждена, что и по нашей статистике тоже, из ста женщин, которые пришли на аборт только 5-8 решат: ну ладно, мы второго малыша хотели лет через пять, но раз уж так случилось, я тогда эту беременность оставлю“, – считает Любовь Еврофеева, акушер-гинеколог, доцент кафедры фундаментальной и прикладной медицинской деятельности МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского, эксперт ВОЗ.
На пути к учету
Еще более серьезное испытание частные клиники ждет осенью. AMMIAC. рассказывал, что с сентября начнет действовать ограничение продаж препаратов для абортов. В Минздраве ожидают сокращения числа медицинских центров. В первую очередь, из–за дополнительных сложностей со строгим учетом таких пилюль. То есть придется отвечать за каждую таблетку.
”У нас есть клиники, у которых только одна медицинская лицензия – на прерывание беременности. Что они будут делать, когда к ним женщина обращается: услугу ей оказывать или на ”неделю тишины” посылать? Понятно, что им это невыгодно”, – комментирует ситуацию Татьяна Буцкая.
Впрочем, эксперты проблемы в таком учете не видят. Наоборот, речь в первую очередь про безопасность пациентов, отметила в интервью ”РГ” специалист по открытию и управлению клиниками, директор Школы Медицинского Бизнеса Анна Соломахина. Бесконтрольное применение таких препаратов – прямая угроза для здоровья.
“При прерывании беременности действующее вещество используют в больших дозах, поэтому важно наблюдение врача. Негосударственные медцентры также выступают гарантом безопасности пациентов“, –напомнила Соломахина.
Эксперт отметила, что на частные клиники приходится лишь пятая часть всех абортов в стране
С 2004 года произошло сокращение количества искусственных прерываний беременности более чем в 3 раза – с 1,8 млн случаев до 0,5 млн. Но с 2011 года, когда в России зарегистрировали препарат мифепристон в дозировке для медикаментозного аборта – выросло количество замерших беременностей и выкидышей.
Только с 2011 по 2012 год, число самопроизвольных абортов увеличилось на четверть: с 176,6 тыс. до 222, 9 тыс., приводит статистику Минздрава Высшая школа экономики. И рост продолжается.
С 2011 по 2018 год доля самопроизвольных абортов от общего числа прерываний беременности выросла с 17 до 41%
Раньше доля медикаментозных абортов в России была одной из самых низких в мире – от 4 до 8%. В 2022 году, как сообщает ”Ъ”, объем потребления препаратов для прерывания беременности составил 1,4 млн упаковок. Это на 60% больше, чем в 2021-м году.
И все же с экономической точки зрения для частной гинекологической клиники ведение беременности на протяжении девяти месяцев в среднем за 200 тысяч рублей выгоднее разовой процедуры аборта стоимостью около 20 тысяч. А еще есть лечение бесплодия и поддержание женского здоровья. Так что даже без проведение абортов без пациентов клиники не останутся.