Когда дом не крепость
Каждая третья женщина в мире, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, сталкивается с физическим или сексуальным насилием. В большинстве своем – жительницы Пакистана, Гвинеи, Сенегала, Бенина и Йемена.
Но даже проживание в развитой стране не дает полной гарантии семейного благополучия. В списке статистики домашней тирании и неровная по социальному статусу Африка, и благополучная Европа. В Швейцарии такой опыт есть у каждой десятой женщины. Реже всего с агрессией встречаются канадки.
Каждые 11 минут в мире от домашнего насилия погибает женщина. По оценкам ООН – это около 47 тысяч смертей в год
Самое страшное, что сами женщины могут считать такое поведение партнера вариантом нормы. Не приемлют насилие в семье лишь на Мальте и в Дании. Зато для 92% жительниц Гвинеи оно вполне допустимо.
В России каждая четвертая женщина считает, что мужчина имеет право на насилие в той или иной ситуации. И на практике ситуация плачевна: примерно 19,6% жительниц нашей страны заявили, что пострадали от насилия хотя бы раз в жизни. Но есть и другая статистика:
По данным МВД, в 2021 и 2022 годах в России в результате семейно-бытового насилия убиты 895 женщин, выявлено более 300 тысяч административных правонарушений, связанных с домашним насилием. В основном это побои
Взять женщин под защиту
Защитить жертв домашних тиранов намерены в Госдуме. Правоохранители должны принимать заявления пострадавших от домашнего насилия, даже если у жертв нет телесных повреждений, уверены депутаты. Дебоширов надо ставить на профилактический учет.
Для пострадавших предложено ввести законодательное понятие ”охранный ордер”, проще говоря – запрет агрессорам даже приближаться к своим жертвам
Сегодня не каждый случай агрессии будь то физической, психологической или сексуальной доходит до правоохранительных органов, указывается в пояснительной записке к законопроекту, который обсуждался с уполномоченным по правам человека Татьяной Москальковой.
Жертвы часто отказываются от помощи из-за страха или простив буйного родственника. Нет сегодня и достаточных условий для изоляции и защиты от агрессора.
Парламентарии предлагают уточнить, что именно обязана делать полиция для противодействия домашнему насилию: вести статистику, изолировать жертву, ставить агрессора на профилактический учет.
В регионах хотят создать кризисные центры помощи пострадавшим женщинам. Поправки в административное и уголовное законодательство ужесточат ответственность за такие действия.
В Уголовном кодексе предложили акцентировать преступление в отношении супруги или супруга, родителя, ребенка, усыновителя, усыновленного или гражданского супруга, с кем у виновного общий ребенок.
Повышенную уголовную ответственность предложили ввести за убийство, доведение до самоубийства, систематическое истязание, угрозу убийства и вымогательство внутри семьи
В то же время возвести напраслину на вторую половину тоже не удастся. Депутаты предлагают за клевету сажать в тюрьму, штрафовать на сумму до миллиона рублей или привлекать к обязательным работам на 10 суток.
Штрафы предусмотрены даже за оскорбления внутри семьи – до 40 тысяч рублей
Своя мера ответственности предложена и для должностных лиц, которые не приняли заявление о насилии или сделали недостаточно для того, чтобы изолировать насильника от жертвы.
Не дожидаясь насилия
В 2017 году был принят закон, который перевел побои в отношении близких родственников из разряда преступлений в административные правонарушения в случаях, когда действия совершены впервые. Спокойнее потенциальным жертвам от этого не стало.
Закон о сталкинге – преследовании тоже готовят для внесения в Госдуму. Сейчас в УК нет подходящей статьи – рассказала ”Парламентской газете”первый зампред думского Комитета по науке и высшему образованию Ксения Горячева:
В КоАП и УК нужно дать определение охранного ордера и запрета на приближение
”Опыт других стран в применении охранного ордера крайне положительный. Часто судебного запрета хватает, чтобы остудить пар агрессора. Кроме того, жертве это дает ощущение безопасности, а у правоохранительных органов появляется дополнительный инструмент защиты”, — пояснила депутат.
Прописать в законе и контролировать запрет – дело техники. Доказать нарушения можно при помощи камер наружного наблюдения на улицах и домофонах, снять на телефон. И привлечение к ответственности преследователя тогда вопрос времени.
Эти законопроекты – лишь первые шаги к профилактике домашнего насилия. Начало федеральной программы с работой правоохранителей, кризисных и психологических центров для людей, которые оказались в поле зрения преследователя и без поддержки и помощи просто не могут продолжать обычную жизнь.
С тревогой озираются по сторонам и опасаются нападения или агрессии
AMMIAC. уже рассказывал о недавнем случае в Казахстане, когда экс-министр Бишимбаева получил 24 года тюрьмы за жестокое убийство жены.
После резонансного случая проблема домашнего насилия попала в поле зрения мировых СМИ. А начинается зачастую все со слежки в интернете. И на этом этапе агрессора еще есть шанс угомонить.