Самое сложное
Татьяна – мама трех дочек. Воспитывают девочек в семье в православных традициях. В том числе с поездкой в монастырь – пожить и потрудиться. В первый раз, вспоминает она, ездила лет 17 назад. Городской девушке сначала было сложно, пришлось привыкать: фокус на других, проходишь все стадии до полного послушания.
Родителей не слушаемся, проезжая туда – мы должны слушаться настоятельницу монастыря, игуменью или игумена
Соцсети – под запретом, да и времени на них просто нет. Ездила на полное послушание, за территорию монастыря не выходили без благословления, вспоминает Татьяна. В распоряжение матушки–игуменьи и сестер в любой время.
”Я совсем не была подготовлена. Самое сложное было – это смирение. Сидеть за одним столом с бездомными, есть то же самое, что и они едят. Мне было настолько сложно, что я практически все 10 дней, которые я жила, я ела только одну гречку. И сейчас, когда приезжаю, сестры смеются и спрашивают – гречку будешь?”
Когда ты уже смирился, начинаются радостные моменты. Ты начинаешь от Бога получать ответы на свои вопросы
Очень важно слушать о человеческих судьбах, волей–неволей сравниваешь свои проблемы и отходят они все на второй план
За послушанием или на перезагрузку
Для молодых людей не воцерковленных, но сочувствующих, новый для них тренд только появился и уже получил название в Сети – ”монастыринг”. Поездка по святым местам ”для перезагрузки”, чтобы пожить в тишине и покое, подумать о смысле жизни.
"Иногда семьями приезжают в такие паломничества либо живут неделями, а кто-то даже месяцами, при монастыре, потому что это позволяет укрепить и детско-родительские отношения, но также помогает человеку ответить на важные в своей жизни вопросы", – рассказала лидер общественного движения "Национальный родительский комитет" Ирина Волынец.
Предстоит и окунуться в суровые монастырские будни. Если все по правилам, то в монастыре день начинается с вечера. В половине шестого – вечерняя служба, с девяти вечера и до часа ночи – отдых. С двух до пяти утра – Богослужение, потом отдых и с 9 утра дневные труды и послушания до ужина, который здесь без четверти пять вечера.
К примеру, в Знаменском женском монастыре помощникам всегда рады. Сестер чуть больше десяти, рук не хватает. По силам и по желанию можно участвовать в восстановлении Спасского храма после пожара, работать – в трапезной, огороде, коровнике, пчельнике, просвирне, убирать жилой корпус или храм, заготавливать дрова.
Труд и отдых с пользой
Трудников – работающих бесплатно и добровольно, в монастырях расселяют и кормят, но приходится соблюдать местные ограничения: ”Пользоваться телевизором, радио, интернетом, читать светские периодические издания и книги, слушать светскую музыку не благословляется, так как это не соответствует цели пребывания паломников в монастыре.”
Так что приезжая, волей–неволей телефон придется отложить. Иначе смысл такого путешествия сходит на нет. Подобная практика способна не только успокоить, помочь ”выдохнуть”, но и сделать попытку разобраться а себе.
"Если тебя не воспринимают как отдельную личность где-то в других местах – в школе, дома, – то, возможно, в церкви батюшка тебя воспримет как личность со своими ценностями, со своим каким-то устоем, со своим характером", – считает психолог Татьяна Бабайкина.
Не только ”монастыринг”
Работа с молодежью – особая забота Русской Православной Церкви. Изучение церковных основ, клубы молодой семьи, волонтерские проекты, православные лагеря и само паломничество – традиция давняя.
”Молились, исповедовались, причащались, трудились. <...> Люди укрепляли себя духовно, это делали многие. И простые люди, и люди знатные, и наши известные писатели в XIX веке. Например, Гоголь, Достоевский и другие”, — напомнил настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в Пересвете, протоиерей Константин Харитонов.
И все же, поездка в монастырь, хоть и смена обстановки, и перезагрузка, но не всегда может заменить общение с психотерапевтом, если есть такая необходимость по душевному состоянию – уверен настоятель Георгиевского храма в Нахабине иерей Павел Островский.
”Иногда человеку просто реально нужно поехать в монастырь, чтобы просто где-то потрудиться. Вместо того, чтобы закапываться и выдумывать себе проблемы. Но если человеку реально нужна помощь психолога, то есть у него какие-то проблемы, а, может, даже психотерапевта, то надо обращаться к специалисту”, — заметил Островский.
Для зумеров, которые еще не доросли до самостоятельной поездки в монастырь, есть и другие возможности для духовного роста и общения. В храме Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково, например, своя театральная студия.
Вспоминая слова писателя и паломника Гоголя: ”Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра”. Ставят и Шмелева, и Оскара Уальда. Общаются. Вместе с родителями мастерят реквизит. И все в итоге с пользой для души.