Когда уже достали
”Мне названивают каждый день, по рублю присылают переводы с сообщениями, доставка двести раз за ночь приходит, вот что мне делать?” Сотни подобных обращений получают организаторы проекта “Сталкингу.Нет”.
”Такие сообщения не регистрируются. Отказывают в возбуждении уголовного дела, потому что статьи нет, не за что наказывать. Поэтому официальные источники на этот счет молчат”, – говорит в интерсью “ПГ“ зампред Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Сардана Авксентьева.
Бороться с постоянными звонками, ночной доставкой, которую не ждут и и другими проявлениями навязчивого внимания должна помочь новая статья в законе. Она как раз объединит те формы преследования, за которые сейчас наказание не предусмотрено.
За цифрами статистики
Более 15% россиян сталкивались со слежкой онлайн. Треть опрошенных знакомы на собственном опыте с цифровой, финансовой, психологической формой насилия от бывших и нынешних партнеров, говорится в исследовании Лаборатории ”Касперского”.
За последние десять месяцев на 25% увеличилось количество владельцев Android-смартфонов, пострадавших от сталкерских программ
Вредоносные вирусы помогают делать на чужих телефонах скриншоты и запись с экрана телефона, отслеживают местонахождения, предоставляют доступ к перепискам в соцсетях и мессенджерах. Самое опасное то, что эти программы никак себя не выдают и не проявляют.
”Страдают от преследований и мужчины, и женщины. Преследователи — чаще всего люди из прошлого, жертвы — бывшие жены или мужья, брошенные возлюбленные, которые прибегают к шантажу и стремятся вернуть отношения”, – рассказывает Сардана Авксентьева.
К слову, полной статистики преследования, не заходящего за рамки уголовного преследования, не ведется. Так что реальный масштаб проблемы оценить просто невозможно. Преследователи проходят и по разному набору статей – от угрозы убийством и повреждения имущества до незаконного сбора персональных данных.
”Сталкер” – от английского ”to stalk” – ”продвигаться скрытно”, ”прокрадываться” или ”преследовать”. Изначально слово использовали, рассказывая про путешествия по ”заброшкам”. Сейчас это все больше именно ”навязчивое преследование”
Откуда не знаешь
Более половины случаев сталкинга это бывшие партнеры. 80% преследователей – знакомые. Главный мотив для навязчивой слежки – неразделенная любовь.
Особенно опасна ситуации, когда преследуют незнакомые зацикленные люди. В июне этого года в Подмосковье около дома был убит 37–летний зампред общественного движения ”Зов народа” Антон Еговцев. Общественника подкараулил поклонник его супруги и напал с ножом. Нападавший и раньше угрожал.
Мужчина до трагедии обращался с заявлением в полицию. Его супругу безответно влюбленный поклонник преследовал долгое время: слежка, навязчивые звонки, встречи у подъезда, угрозы и затем само нападение.
Помочь полиции
Закон, который объединит все виды сталкинга, станет правовой основой и для вмешательства правоохранителей, и для пострадавших. Жертвам будет на что ссылаться в просьбе о помощи.
Сейчас предлагается к рассмотрению два законопроекта — об административной и уголовной ответственности за сталкинг. Главная задача – обозначить это поведение как незаконное и общественно опасное.
”Преследователь попадет в поле зрения полиции, это уже принесет пользу. Да, штраф не остановит всех. Но кого-то отрезвит, приведет в чувство. И если закон о сталкинге спасет хоть одну жизнь, значит, все не напрасно”, – считает депутат Авксентьева.
Закон не распространяется на совместно проживающих супругов
Ответственность будет грозить за действия, которые ”подвергают человека психоэмоциональному напряжению и психическим страданиям или опасениям за безопасность — собственную и своих близких”. Как в случае нанесения морального вреда.
Речь про те случаи, когда преследовать не останавливается даже после просьбы прекратить слежку или попытки завязать разговор. Незаконным станут навязчивые частые звонки, сообщения, ожидание возле дома или работы.
Обращения к психологу, в службу спасения, показания близких — все это может быть приобщено к делу
Зарубежный опыт
По данным исследований, в США нежелательному вниманию со стороны сталкеров подвергалась каждая 4-я женщина и каждый 13-й мужчина. Именно в Америке впервые за сталкинг ввели уголовную ответственность – в Калифорнии в 1990 году.
Сталкинг считается преступлением в США, Германии, Великобритании, Польше, Норвегии, Канаде, Индии, Австралии
🔺 В США уголовное наказание за сталкинг – тюремное заключение до года или штраф до тысячи долларов;
🔺В Китае за слежку и даже подглядывание – штраф до 500 юаней (около 6 тыс. руб.) или арест на 6 суток;
🔺 В Германии по УК за преследование – лишение свободы на срок до трех лет или штраф;
🔺Во Франции могут приговорить к заключению до двух лет и штрафу в 30 тысяч евро;
🔺В некоторых штатах Австралии за сталкинг наказывают лишением свободы на срок до десяти лет.
В России до принятия закона о сталкинге надоеду теоретически привлечь к ответственности можно. Самая серьезная статья – Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, ст. 119 УК РФ. К примеру, если данные оставляют на сайтах больниц или ритуальных услуг и пострадавший считает угрозу реальной. Грозит до двух лет тюрьмы.
За нарушение неприкосновенности частной жизни – до 6 лет тюрьмы, если публикуют данные детей. Еще из обвинений – нарушение тайны переписки, хулиганство, клевета, оскорбление. Главное – собрать доказательства, чтобы было с чем пойти в полицию.