Прерванный полет
”Было очень страшно. Мне никогда не было так страшно, хотя и молния в борт попадала, и аварийная посадка была…”, – вспоминает Юлия о первых месяцах в СИЗО, в котором в итоге она провела три с лишним года.
Мысли о том, почему такое случилось именно с ней сначала постоянно крутились в голове. Буквально сжирали изнутри, говорит девушка. Работала на момент происшествия в небе уже 10 лет. Соблюдала правила. Всегда старалась помочь коллегам. Впрочем, как сами они говорили потом на суде – такая ситуация могла произойти с любым из них.
Услуга с последствиями
Разгар пандемии. Закрытые границы, прерванные логистические цепочки. К осени жизнь постепенно возвращалась в привычное русло. Самолеты снова стали летать за рубеж. В одном из таких рейсов в США прилетела команда из 12 российских стюардов крупного перевозчика. Заселились в гостиницу. Впереди был целый свободный день.
Юля работала в бизнес–классе. Ей, как и другим коллегам, пришла смс с латышского номера. Просьбы была от одного из московских салонов – захватить в обратный путь шампунь американского производства. Мол, выручайте, поставки из–за ковида прекратились. Еще и денег предлагали подзаработать – по 30 долларов за одну бутылку.
Согласилась помочь одна из коллег – Камилла. Просили привезти 7 бутылок шампуня. Но такой объем в личный багаж не поместился. Две бутылки взяла коллега – Эдия, еще три стюард Евгений.
Тот, в свою очередь, не втиснув в чемодан один шампунь, попросил выручить бывшую сокурсницу – Юлию. Девушка пошла навстречу. Бутылки были в запаянной заводской упаковке и подозрения не вызвали.
”При прохождении погранконтроля в Америке ни к чему не придрались. Сложности возникли на досмотре в России. Двое в штатском, осмотрев багаж Камиллы и Эдии, увидели бутылки. Открыли, понюхали. Так и выяснилось содержание баклажек”, – рассказал в интервью AMMIAC. адвокат Юлии Александр Шадрин.

Не просто посылка
Сама девушка в тот момент уехала с Евгением в сторону дома. Они жили по соседству. Юля оставила бутылку коллеге. Тому позвонила Камилла и приехала за грузом уже вместе с оперативниками.
Более 6,5 кг наркотического средства изъяли у трех бортпроводников
Подозреваемым было предъявлено обвинение, их поместили в СИЗО, а Юля проходила как свидетель и еще целый год спокойно работала на авиарейсах.
Спустя полгода Евгения отпустили под подписку о невыезде и он скрылся. Его не могут найти до сих пор, рассказывает адвокат по делу. Но через год задерживают и Юлю – прямо после рейса. Хоть формально у нее ничего изъято не было, защита не стала основывать на этом свою работу.
Девушке предъявили обвинение в перевозке и покушении на распространение наркотиков. Для женщин – это до 20 лет, для мужчин – 25 или пожизненно
Пока суд да дело
Три года и почти три месяца в конечном итоге Юля провела в СИЗО. ”Благо со мной не было преступников в прямом смысле слова, которых мы привыкли представлять” – вспоминает девушка – У нас была довольно интеллигентная камера. Мне повезло.”
По соседству находились женщины, обвиняемые по экономическим статьям. Камера некурящая. Особенно тяжело было первый год, но Юля не смирилась. Думала о маме. Хотелось, чтобы компетентные люди нашли виновных, настоящих преступников и поскорее во всем разобрались.
Дело передали в суд в 2022 году. Процесс затянулся потому, что собрать присяжных из разных городов Московской области в день заседания не всегда удавалось

Только найдутся желающие, назначат заседание через месяц – приезжает из них пять–шесть, рассказывает адвокат Александр Шадрин. А еще нужны запасные присяжные, на случай болезни и форс-мажора.
Сформировать команду из восьми человек удалось лишь спустя полтора года. Но именно работа с присяжными помогает узнать людям беспристрастным все стороны дела.
По мировой статистике, на суде присяжных выносится 20-25% оправдательных приговоров. По России – около 20%
По существу
”Такая красивая девчонка была даже не из кино, а из детских мультиков. Восточная красавица. Мы заходим в зал заседаний, у нее синяки под глазами, взгляд даже не потухший, а в себя. И говорить не может”, – рассказывают участники процесса про Эдию.
Пока фигурантки дела находились в СИЗО, у Эдии возникли проблемы с психикой. Вызвали скорую, положили в больницу. Дело в отношении нее выделили в отдельное производство и обвиняемых на процессе осталось двое.
”На предложение признаться – стандартной процедуре ведения дела, я говорила, что не буду признаваться в том, что я не делала. Больше со следствием и не общалась”, – вспоминает Юля.
Со стороны обвинения вызывали оперативных работников. Кому предназначалась американская посылка установить так и не удалось. Покупатели выходили на связь, но забирать товар к ТЦ в Химках так и не явились.
С защитой были коллеги из авиакомпании. Стюарды и инструкторы рассказали, что отбор на рейс проводится в случайном порядке, за два дня до вылета. Почти никто никого не знает, ведь штат бортпроводников порядка шести тысяч человек.

Предварительный сговор этой бригады был просто невозможен, сказал адвокат, тем более, что информация о ”посылке” в правоохранительные органы России поступила на день раньше формирования бригады.
Все бортпроводники на суде подтвердили, что периодически что–то возят из–за границы
”Все знают специфику работы стюардесс. Что коллега может попросить положить к себе, когда нет места в чемодане. На работе все эту кухню знают. Бортпроводники, кто был на рейсе, подтвердили, что на моем месте мог оказаться любой из них”, – рассказывает Юля.
”Нашли платежные карты и счета показали, что девчонки получали только зарплату и проходили лишь небольшие платежи. Значит о системе речи идти не могло“, – приводит аргумент адвокат Александр Шадрин.
Присяжные вынесли оправдательный вердикт в отношении Камиллы и Юлии, судья подтвердил своим приговором, но процедуре прокуратура обычно подает аппеляцию и дело могут вернуть на новое рассмотрение
И все же сторона защиты рада вердикту и приговору. Благодарны присяжным заседателям за то, что разобрались в деле, судье – за непредвзятость и обвинителю за объективность и профессионализм.
Девушек пока отпустили. Еще предстоит пережить аппеляцию. Юля боится, что снова может попасть под арест. И все начнется заново.
И до сих пор остается ”за кадром” – как ”салон красоты” нашел контакты бортпроводниц

Несколько лет тяжелых испытаний Юлю не сломили и не озлобили. Девушка обид ни на кого держит. Осталась такой же доброй и позитивной. Думает о будущем. Мечтает встретить любимого человека. Хочет просто жить.
Подписывайтесь на новости в Телеграм, Вконтакте, Дзен