Ситуация осложняется тем, что время высадки строго ограничено. Их нужно успеть пересадить в новую почву до того, как распустятся листья. Фуры с уже закупленным посадочным материалом не могут пересечь границу.
"Ассортимент у наших питомников достаточно ограниченный, и количество растений не покроет ту потребность, которая есть. В наших питомниках есть посадочный материал повседневного спроса, то есть недорогие кустарники, невысокие плодовые деревья, цветы. Крупномеров, то есть деревьев от 5 метров в высоту, «бонсай», то есть арбоскульптуры, у нас в России почти не производят", - рассказывает руководитель студии ландшафтного дизайна из Ярославля Екатерина Лазуткина.
Рынок пока отреагировал на ситуацию 10-15% ростом. Это связано с курсом евро. Сейчас курс стабилизировался и бизнес не ожидает скачка цен. Тем не менее, неопределенность сохраняется.
Те, кто покупает растения для обустройства частных садов, временно «замерли», но в целом, ландшафтные архитекторы не ожидают падения рынка. Бизнесмены считают, что у людей останутся деньги. Которые в отсутствие других трат, например, на путешествия, будут вкладываться в загородные дома и участки. Это косвенно подтверждает и то, что количество заказов в российских питомниках выросло за последние недели.
«В питомниках сейчас идут активные продажи, уже выполнили треть плана, идет бронирование растений. Мне кажется, чтобы сберечь свои сбережения, люди будут вкладывать в какие-то материальные ценности, а сад - это материальная ценность, мне бы хотелось верить в это. В пандемию мы тоже думали, что ландшафтный дизайн и озеленение провиснут, но заказы были просто гигантские», - говорит ландшафтный дизайнер Артём Ваганов.
Ситуация с зарубежными поставщиками
По словам ландшафтного архитектора Ларисы Юровой, два дня назад все поставки из Европы встали окончательно. Кто-то успел доехать до Белоруссии, но даже если удастся доставить товар, цены на него уже будут выше. Но многое можно заказать и в России. Цены у многих пока держатся на прежнем уровне.
Этот весенний сезон сорван, констатирует генеральный директор питомника и садового центра Дмитрий Бальцер-Бондаренко. Ситуация больше всего отразилась на питомниках из Германии и Латвии. Некоторые отказались работать с россиянами, но их немного. Те, кто остались, готовы работать и за рубли.
«Пострадали многие немецкие, латвийские питомники, по моим оценкам, в Россию они поставляли от 10 до 40 процентов своих растений. Есть какие-то питомники, которые из-за русофобии отказались работать с Россией. Их очень немного. С Россией продолжают работать даже поляки, то есть грубо говоря, деньги нужны всем.
Пока, конечно, мы расплачиваемся валютой, потому что были заключены контракты об оплате в евро. Но есть ощущение, и это мое личное мнение, потому что были предварительные разговоры с питомниками. Они в принципе даже не против принимать оплату в рублях», - говорит Дмитрий Бальцер-Бондаренко.
Отечественного ассортимента не хватит
Опасения отрасли связаны с недостатком ассортимента отечественных питомников. Основная проблема с посадочным материалом. Такие вещи как крупные и формованные растения, выращиваются очень много лет. К примеру, стриженные большие липы, которые высажены на Тверской улице в Москве, формованные деревья на ВДНХ. Всё это завозится, в основном, из Германии, частично из Польши. Этот материал заменить сразу нельзя.
В России производят посадочный материал повседневного спроса, то есть недорогие кустарники, невысокие плодовые деревья, цветы. Крупномеров, то есть деревьев от 5 метров в высоту, «бонсай», то есть арбоскульптуры, в России почти не производят. Все дело в том, что российским питомникам всего 15-20 лет. Первые 10 лет был периодом выживания после распада СССР. Раньше в стране выращивали многое и даже эксклюзивное, но в 90е многие совхозы продали под застройку, например, в подмосковной Ивантеевке, где было огромное предприятие. Потом все начали строить заново.
«Но растениям нужно время. К тому же, питомники ведь не входят в государственную программу поддержки сельхозпроизводителей. Сейчас восстанавливают сорта сирени, рябины, но это процесс длительный. В Европе питомниководству по 200 лет, я лично знаю семейный питомник, заложенный в 1863 году», - говорит Екатерина Лазуткина.
Артём Ваганов уже 5 лет покупает хвойные и кустарники только в России. Но признает высокую зависимость от импорта.
"Есть такие растения, которые тяжелее размножаются и не так просто их быстро получить в большом количестве. Даже те же гортензии, какие-то суперновинки, которых у нас еще нет, они поступают из Франции, Голландии. Туи тоже начали производить уже наши питомники, но на 70% пока это импорт".
Импортозамещение и КФХ
В нынешней ситуации выиграют крестьянско-фермерские хозяйства, уверена Лариса Юрова.
«Весь огород вплоть до картошки и лука будет очень интересен сейчас. Мы все это все проходили в 90е, какие бы не были условия жизни, эти вещи сметаются в первую очередь, и это будет иметь успех в любом случае. Поэтому даже если участок небольшой и есть время для маневра, делайте огород. Я знаю, что эта идея сейчас многих одолевает»
Крупные отечественные заказчики, в том числе государственные, пока не отказываются от озеленения. Самая популярная позиция – это газоны. Ранее семена для рулонного газона многие закупали в США, теперь это невозможно. Но как раз этот продукт можно заменить. В России много предприятий, которые выращивают качественный газон. Однако, и цены у отечественных производителей поползли вверх, в среднем, на 14 рублей за квадратный метр.
«У нас есть Ассоциация производителей посадочного материала, там огромное количество питомников состоит по всей России, поэтому материалы есть всякие, в том числе и плодовые, овощная рассада, и они ещё пока цены держат сейчас, многие из них по крайней мере. Что касается меня, ни один заказчик еще не отказался. Возможно у того, кто сейчас в более шатком положении, проблемы будут. Но это пройдёт, эта адаптация», - уверена Юрова.
Чтобы не зависеть от западных материалов, российские садоводы активно занимаются импортозамещением.
«Сейчас наш питомник начал сотрудничество с микроклональной лабораторией. В таких лабораториях можно клонировать даже редкие виды декоративных растений. Это тоже «игра вдолгую», но можно получить высококачественный посадочный материал», - говорит Дмитрий Бальцер-Бондаренко.
Одновременно с этим отечественные растениеводы вместе с европейскими поставщиками ищут другие пути завоза материала. Сложившаяся ситуация крайне невыгодна обеим сторонам.