Информационное агентство
/ 11 октября, пятница 13:57

VR-университет: будущее медицинского образования за виртуальной реальностью

Группа российских офтальмологов разработала VR-симуляторы, которые дают студентам и врачам бесценные практические навыки

VR-университет: будущее медицинского образования за виртуальной реальностью
Фото Владимир Гердо/ТАСС

Стартап NOE – это разработка программ, имитирующих приём пациента с болезнями зрения. С помощью VR-технологии софт анатомически точно воспроизводит глазное яблоко, позволяет изучать, лечить и даже оперировать любые патологии. Виртуальный наставник на основе искусственного интеллекта анализирует процесс обучения и указывает на ошибки.

Офтальмолог Андрей Демчинский считает главной проблемой отечественного медицинского образования – нехватку практики. Будущие специалисты вынуждены годами набираться опыта, проходя тернистый путь проб и ошибок. Багаж теоретических знаний без интенсивной работы с пациентами не помогает им стать хорошими докторами. По мнению Демчинского, ситуацию надо менять. Так назрело решение разработать новую систему обучения – на основе виртуальной реальности.

Андрей Демчинский, сооснователь стартапа NOE

 

«Возьмем какого-нибудь профессора, который пролечил лет 50, видел огромное множество редких заболеваний, он многое знает. И если использовать симулятор, то сегодняшний студент сможет увидеть все те патологии, которые профессор наблюдал на протяжении полувека, за три месяца. Потому что симуляцией можно создать буквально всё. То, что он выучит в симуляторе, то он увидит и в реальном человеке и будет знать, как с этим работать», - рассказывает Андрей Демчинский.

Он собрал команду энтузиастов, куда вошли как коллеги по врачебной практике, так и специалисты технических профилей. Общими усилиями было найдено цифровое решение, как быстро обучать студентов теории и практике – без риска навредить пациенту.

Андрей Демчинский: «Мы изучили множество вариантов и пришли к выводу, что виртуальная реальность – это вообще лучшее, что может быть в медицинском образовании, что бы там не говорили. Потому что у всех инструментов, к которым мы привыкли в России и за рубежом, есть свои существенные минусы. Поэтому мы и начали развивать это направление».

Создание симуляторов для подготовки офтальмологов потребовало немало усилий и времени. Программу разрабатывали на основе анализа 150 работ по когнитивным и педагогическим психологиям. А ещё потребовались сотни томов по медицинскому образованию. Помимо написания алгоритмов программистам пришлось общаться с докторами и погружаться в основы клинической практики. Действующие врачи положительно встретили новую систему обучения.

«Ты можешь смотреть многократно одну и ту же проблему, ты с ней встречаешься с разных сторон, каждый раз подмечая новые детали. Ты осуществляешь манипуляции, которые в принципе невозможно в природе с живым пациентом осуществить. Например, если это касается воспалений. У человека болевой синдром, он не может долго открытым держать глаз. И если у тебя нет опыта, то процентов 10 информации ты получишь, а всё остальное будет утеряно. То есть это лечение неправильное - неправильно выстроенная тактика. Главная идея этого проекта, чтобы специалисты могли оттачивать навыки, могли видеть ту патологию, которую в практике даже опытные специалисты не всегда замечают», - рассказывает врач-офтальмолог Павел Карамыш.

Программа напоминает VR-игры, где с помощью шлема и контроллеров можно перемещаться по комнате и контактировать с предметами. Правда, здесь манипулировать нужно медицинским оборудованием и взаимодействовать с пациентом. Также используется система eye tracking, которая следит за движением глаз студента. Искусственный интеллект анализирует, заметил ли он патологию. И если это необходимо, даёт подсказки и напоминает теорию.

«Все эти алгоритмы нацелены на то, чтобы определить психологическое состояние человека. Готов ли он воспринимать информацию. И благодаря этому мы также можем прогнозировать клинические риски. Что это значит. Например, я изучил что-то и по уровню моих знаний система даёт прогноз - насколько хорошо я смогу работать с пациентом с каким-то заболеванием. Каков шанс, что я ему помогу при тех знаниях, что у меня есть сейчас», - говорит Андрей Демчинский.

Дать точную оценку знаниям студента - одна из основных функций VR-обучения, отмечают разработчики. Новая система помогает снизить число возможных врачебных ошибок и повысить качество медицинского обслуживания. Также программа обучает будущих офтальмологов профессиональной «зоркости».

VR-обучение должно снизить число врачебных ошибок. Фото Егор Алеев/ТАСС

«Был такой проект, если не ошибаюсь, в Чикаго. Сравнивали, как студенты находят определенную патологию. Две группы было. Одна проходила стандартную программу. А другую водили в галерею и заставляли находить на картинах мелкие детали, например, автографы художников. То есть тренировали внимательность, точность фиксации взгляда. Потом сравнили, и оказалось, что у тех, которые ходили в галерею, гораздо выше выявляемость патологий, которые сразу не бросаются в глаза. Знать и видеть – это разные вещи», - отмечает Павел Карамыш.

VR-тренажёр готовит молодых врачей и к хирургическим операциям. По словам авторов проекта, система позволяет увидеть и почувствовать, что происходит при контакте различных инструментов с тканями. Помогает отработать мелкую моторику. Для этого использована технология, которая максимально реалистично имитирует обратную связь. Но, пожалуй, главное достоинство программы – подготовка хирурга к непредвиденным ситуациям.

Операция по замене помутневшего хрусталика оптическим протезом. Фото Виталий Созинов/ТАСС

«Ни один институт не обучает осложнениям. Это вообще сложно представить, что во время операции взял хирург, перерезал какую-нибудь артерию. Кровь хлещет, а ему говорят: «вот, представь, что это осложнение и потренируйся». Осложнениям никто не учит, это вообще редкое знание. С осложнениями в первую очередь надо уметь работать», - считает Демчинский.

Симулятор научит, как действовать во время кровотечения и других форс-мажоров. Искусственный интеллект подскажет алгоритм действий, а потом сделает вывод: готов ли студент оперировать живого человека или практики пока недостаточно. В Москве по этой системе уже готовят офтальмологов. Однако, далеко не все медицинские ВУЗы согласны принять на вооружение принципиально новый подход к обучению студентов.

Андрей Демчинский: «Сейчас мы работаем с центром Пирогова. Это хирургический центр, на котором находится кафедра офтальмологии. Тяжело работать с ВУЗами, потому что у них есть свои правила, есть вещи, которые для них понятны, и они не всегда хотят что-то менять. Специфика проекта в том, что мы соединяем две очень консервативные и зарегламентированные области – медицину и образование. И вот нам понадобилось полтора года, чтобы сделать первый шаг – попасть в институт».

Не торопится регистрировать изобретение и Минздрав, куда компания уже второй год направляет запросы. Но трудности не останавливают команду новаторов. Они выстраивают собственную стратегию развития. От прямых продаж программы, которая изначально стоила около 100 000 рублей, компания NOE перешла к налаживанию долгосрочного сотрудничества с ВУЗами и профильной отраслью.

«Мы столкнулись с тем, что у технологии есть барьер – это то, что нужно иметь VR-шлем. А эта штука, мягко говоря, не такая популярная как телефон. Поэтому это был стоп-фактор. И сейчас мы двигаемся по нескольким сценариям. Первый – это университетский, когда мы продаем лицензию университету и студенты получают образование с помощью этого инструмента. Второй сценарий, чтобы этот барьер снять: мы много общаемся с представителями фармы и медицинского оборудования, для того чтобы сделать площадку виртуальную, где ты можешь изучать диагностическое, хирургическое оборудование, весь его функционал. Вот компании выплачивают нам, получают клиентов в виде пользователей», - поясняет Андрей Демчинский.

Ещё одно направление развития - выход на зарубежные рынки.

«Вот сейчас коллеги из моей команды с иранцами встречаются. Мы ищем разные пути. Сначала на локальном рынке искали. Но план был такой, если не увидим тут интереса и поддержки в решении, которое делает медицину, по нашим предварительным подсчётам, раз в 8 лучше, то будем искать другие варианты», - признается Демчинский.

  • Для мировой медицины VR-технологии уже давно стали испытанным и надежным инструментом. В феврале прошлого года Microsoft провела онлайн-трансляцию 12 ортопедических операций, выполненных в гибридной реальности. Всю необходимую информацию хирурги получали с помощью специальных очков, позволяющих одновременно видеть пациента и различные голограммы: снимки КТ, УЗИ, данные диагностики и трехмерные модели органов.

В том, что виртуальная реальность заявит о себе и в отечественной медицине, Андрей Демчинский не сомневается. Кульминацией своей работы он считает создание целого виртуального университета, где студенты из разных стран смогут вместе посещать лекции, практиковаться и делиться опытом. Проект называется NOE Education. Его цель – вывести медицинское образование на принципиально новый уровень.    

 

Автор:

Добавьте нас в Избранное в Яндекс.Новостях

Новости партнеров: