Неурочное время
Целых три года восьмиклассница хабаровской школы вместо того, чтобы думать об уроках – переживала о том, что принесет ей новый день в школе. Девочку травили одноклассницы.
На переменах одноклассницы школьницу оскорбляли, обсыпали мукой, наливали воду в портфель, а во время уроков – засовывали ей за воротник шкурки от мандаринов, говорится в материалах судебного дела.
Ребенок находится в кризисном состоянии из–за продолжительного эмоционального давления – выявила психологическая экспертиза. Суд пришел к выводу ”о наличии виновного бездействия со стороны образовательного учреждения”.
Мама подростка семь раз писала заявления директору школы и два раза в городское управление образования, но в ответ получала лишь отписки
В итоге – хабаровский суд впервые принял беспрецедентное решение: школа должна заплатить маме восьмиклассницы больше четверти миллиона рублей компенсации морального вреда, причиненного ее дочери и ей самой из-за буллинга ребенка в школе.
Учебное заведение решение пыталось оспорить, мол, медицинских доказательств издевательства нет, а обидчицы больше в школе не учатся. Но в суде сослались на статьи 1064, 1073 ГУ РФ .
Это про презумпцию виновности образовательного учреждения, которое обязано вести надзор за малолетним, причинившим вред в период нахождения в образовательном учреждении

За обиды платят
По статистике с буллингом в школе сталкивался каждый четвертый подросток. И практика судебных разбирательств уже далеко не прецедентна. Но вот сумма, которую присудили к выплате в Харабовске – весьма значительная для таких случаев.
В прошлом году в Волгоградской области суд со школы взыскал 50 тысяч рублей – как компенсацию морального вреда пострадавшей от травли ученицы начальных классов.
В пресс-службе судов Волгоградской области рассказали о том, что одноклассники регулярно доводили девочку до слез и издевались. Учительница на происходящее внимания не обращала. Школьный психолог и руководство школы оказались не в курсе.
Так девочка оказалась в школе один на один с обидчиками и проблемой
Разбираться в ситуации администрация стала только после обращения матери в прокуратуру. Впоследствии суд присудил компенсацию в 50 тысяч рублей, которую будут выплачивать из бюджета школы.
Судебные разбирательства закончились выплатой 60 тысяч рублей в Свердловской области после драки двух девочек, в Архангельске – за обиды ребенка с особенностями развития суд присудил к выплате только 5 тысяч рублей.
В Магнитогорске претензии были уже к педагогу начальных классов. Ребенок ходил в школу с экземой и носил перчатки, чтобы не попала инфекция. Учитель заставила их снять и публично проявила по отношению к ситуации брезгливость в тоне и выражениях.
Закончилась ситуация избиением одноклассниками ребенка и вызовом скорой. За безразличие к проблеме со школы взыскали 100 тыс. рублей компенсации морального вреда.
Травля обойдется дороже
В Госдуме предлагают ужесточить наказание за школьную травлю и поднять штраф для организаций, а значит и для школ – до полумиллиона рублей. При этом, если обидчик младше 16 лет, ответственность будут нести его родители или опекуны.
За травлю для физических лиц предлагается ввести штраф от 10 тыс. до 50 тыс., для юрлиц — от 100 тыс. до 500 тыс., для должностных лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. рублей
”Буллинг, а по-русски банальная травля и унижение человека, стал серьезной проблемой в России, от которой страдают и взрослые, и дети. В особенности, конечно, несовершеннолетние с их неокрепшей психикой. Возможности мессенджеров и соцсетей кратно усиливают воздействие на жертву”, — рассказал “Известиям“ один из авторов инициативы, глава ЛДПР Леонид Слуцкий.

Масштаб проблемы
Масштаб проблемы буллинга в России нарастает как снежный ком. Опрос ВЦИОМ показал:
🔺25% россиян сталкивались с травлей в школе лично;
🔺 19% ответили, что её жертвами стали их дети или внуки;
🔺 84% россиян считают, что буллинг в школах — серьезная проблема, которая требует обязательного разбирательства и помощи пострадавшему.
28% школьников 1–2 раза в месяц сами становятся инициаторами травли, 33% — жертвами
Генпрокуратура предлагала помещать несовершеннолетних правонарушителей в центры временного содержания. Нести ответственность за травлю в школах должны прежде всего родители детей, которые унижают других, заявила ”Известиям” депутат Нина Останина.
”Я все-таки выступаю за то, чтобы заставить работать триаду ”ученик – учитель – родитель”. У нас эта триада разрушена, нет связи между родителем и учеником”, — считает парламентарий.
Глава комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина поддерживает штрафы для родителей детей, замеченных в травле других. По ее мнению, финансовые санкции должны быть ”чувствительными”, чтобы мотивировать родителей активно включаться в решение важной проблемы.