Травля в сети
Очистить ряды соцсетей от интернет-троллей и других онлайн-агрессоров – лучший способ защиты детей от кибербуллинга. Так решили в Комитете Госдумы по развитию гражданского общества.
При систематических нападках в соцсетях владельцев аккаунта, которые участвуют в интернет–травле, намерены блокировать. Депутаты даже готовы отправлять агрессивно настроенных пользователей на специальные курсы – для перевоспитания.
Для борьбы с травлей нужна единая госпрограмма противодействия буллингу, уверена глава комитета Яна Лантратова. Система может помочь эффективнее выявлять школы, которые скрывают случаи травли внутри детских коллективов, опасаясь за свою репутацию.
Главная проблема в том, что действенный некогда способ просто сменить школу с развитием соцсетей отчасти утратил свою эффективность. Именно поэтому депутаты предлагают не только блокировать аккаунты, но и работать с такими людьми.

"Если в школе есть агрессор, которого в итоге оттуда выгнали, то куда он пойдет без учебы? Не станет ли он преступником и не продолжит ли дальше создавать проблемы? Мои коллеги предлагают внедрить для таких подростков специальные курсы, целью которых будет не наказать агрессора, а воспитать и провести профилактику”, — приводит ”Парламентская газета” слова Лантратовой.
Четвертая сторона
Для разрешения конфликтной ситуации помимо сторонних наблюдателей нужен защитник, считает депутат Сергей Миронов. По его мнению, это должен быть психолог, который полноценно работает в школе – с достойной зарплатой.
”Многим педагогам, по сути, нет времени воспитывать детей, учитывая их мизерную зарплату и тот объем отчетности, который они вынуждены вести на электронных и бумажных носителях”, — говорит о проблеме Миронов.
Минпросвещения добавил к проблеме мнение юристов. Что можно сделать в рамках закона? Информацию о механизмах правовой защиты собрали в единые рекомендации для детей, родителей и педагогов.
За порогом школы
Детский омбудсмен Мария Львова-Белова сообщает о росте обращений, связанных с травлей детей. Специалисты связывают буллинг в школах и в интернете.
Но сам кибербуллинг шире: он выходит за пределы школы, не всегда это ровесники жертв и агрессоры могут находиться где угодно. Это затрудняет поиск виновных
Проблема – международная, как и сам Интернет. По данным Национального центра статистики в области образования и Бюро судебной статистики (США), кибербуллингу в той или иной форме подвергались 16% учеников 9–12 классов американских школ, то есть почти каждый шестой ребенок.

Сообщения с оскорблением, агрессия, запугивание, хулиганство бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов. Несмотря на внушительный список проблем, официально понятие кибербуллинг в российских законах не встречается
Есть масса проявлений кибер–буллинга. В их числе:
Бойкот – жертву не принимают в группу, чат, закрытое интернет–сообщество с намеками на недостойность и публичным унижением и призывами не общаться;
Флейминг – ”спор ради спора” в Сети с переходом на личности, оскорблением и унижением ради разжигания конфликта и сбора "лайков”;
Фраппинг – взлом реального аккаунта и публикация от чужого имени компроментирующих постов;
Интернет-троллинг – комментарии–провокации и злые шутки, без ненависти, но с желание позлить
Харассмент – оскорбления и сообщения часто сексуального характера или с предвзятой привязкой к полу, национальности или возрасту;
Доксинг – раскрытие личной информации жертвы без ее согласия, включая фото, адреса и места работы;
Имперсонация – регистрация фейкового аккаунта от имени жертвы;
Аутинг – раскрытие личной информации, которая доверена в приватном общении, не для разглашения;
Киберпреследование – слежка в интернете с угрозами – может перерасти в реальные угрозы безопасности;
Эксторшн – шантаж и вымогательство денег, услуг, фото – под угрозой публикации личных данных.
Ответственность все же есть
Не за сам кибер–буллинг, а за его проявления – клевету, оскорбления, разглашение персональных данных. Наказать могут штрафом, потребовать удалить информацию или денежную компенсацию. Дело может дойти и до уголовной ответственности со статьями за клевету, вымогательство или, к примеру, склонение к совершению самоубийства.
Включают пользователи и самозащиту. Как сообщает ВЦИОМ – 40% опрошенных заявили, что обратятся в органы при травле ребенка, 48% поговорят с ним, 47% — с родителями обидчика. К психологу пойдут 15%. В Москве и Петербурге — почти каждый четвертый. Но четкого плана действий нет, люди все еще плохо знают, как бороться с кибербуллингом.

Лучшая защита
Пока ведутся разговоры о ”крестовом походе” против кибербуллинга, лучший выход из ситуации – пресечения такого общения на корню. Лишить интереса агрессоров, которые жаждут негативной реакции.
”Не корми интернет–тролля” – одно из главных правил общения на форумах
Проще всего прекратить буллинг на ранней стадии, не давая себя вовлечь в утомительную и агрессивную перепалку. Это надо объяснить и ребенку, советуют эксперты в области интернет–безопасности Лаборатории Касперского.
💻 Не давать агрессору ответной реакции;
💻 Не вступать в пререкания;
💻 Демонстрировать безразличие и отсутствие интереса
💻 Включить метод ”испорченной пластинки” – ”ок”, ”не интересно”, ”лень спорить”;
💻 Не читать негативные комментарии – беречь психику.
В большинстве случаев подростки стесняются обсуждать с родителями эту проблему, считают в Лаборатории Касперского. Жертва часто опасается, что учителя или родители не смогут остановить обидчика и, если тот узнает, что взрослые в курсе происходящего, то ситуация станет еще хуже.
Если кибербуллинг не прекращается – пришло время собирать доказательства: скриншоты угроз и сообщений, ссылки на профили для обращения в Роскомнадзор
Но самое простое – ограничить в соцсетях доступ к личной информации, не делиться личными данными и фото, избегать споров в соцсетях с токсичными людьми. Хорошо помогает кнопка ”пожаловаться”, а еще лучше – ”заблокировать пользователя”.