Торговля уже приносит много денег, но это еще не все. Каждый раз, когда кремлевский атомный гигант «Росатом» соглашается построить новый реактор, он фиксирует денежные потоки — и политическое влияние — на десятилетия вперед.
Атомная коммерция создает долгосрочные отношения. Это связано с большими первоначальными затратами — кредит обычно предоставляет Россия — и долгосрочными соглашениями на обслуживание станций, обучение их операторов и пополнение запасов топлива.
Такое финансовое и техническое сотрудничество также может укрепить дипломатические отношения.
«Это часть соперничества великих держав, в котором мы сейчас участвуемРоссийские лидеры рассматривают ядерную торговлю, как способ укрепить альянсы», — говорит Эдвин Лайман, директор по безопасности ядерной энергетики в Союзе ученых -ядерщиков в Вашингтоне.
Задача облегчается отсутствием конкуренции. Россия продолжала инвестировать в производство ядерного топлива и технологий после распада Советского Союза, даже когда в других частях мира эта отрасль атрофировалась.
Это одна из причин, по которой США и их европейские союзники, которые обдумывали санкции против российской ядерной компании с самого начала войны, не последовали им.
Беспокойство вызывает то, что отключение собственных атомных производств от поставок из России было бы слишком болезненно с экономической точки зрения.
Росатом поставляет примерно пятую часть обогащенного урана, необходимого для 92 реакторов в США. В Европе на компанию полагаются коммунальные предприятия, которые производят электроэнергию для 100 миллионов человек.
Цифры показывают, что члены НАТО , включая Болгарию, Чехию, Венгрию и Словакию, продолжали закупать топливо Росатома в прошлом году на фоне призывов Украины прекратить торговлю после того, как Россия захватила крупнейшую в Европе электростанцию .
«Росатом ежегодно получает миллиарды долларов от своего бизнеса за границей, — говорит Петр Котин, президент украинской атомной компании « Энергоатом» .
Такие страны, как Болгария, Финляндия и Словакия, также объявили о планах по смене поставщиков. Однако, это не помешало Росатому расширить свое присутствие в Европе.
Венгрия оказывает помощь в строительстве двух новых реакторов, которые были переданы Росатому без открытого тендера. Россия покрывает 80% стоимости за счет кредита в 10 миллиардов евро.
К моменту завершения строительства в следующем десятилетии проект станет одним из крупнейших иностранных инвестиций в Восточной Европе.
Венгрия входит в число стран ЕС, выступающих против включения ядерного топлива в санкции блока, в то время как другие страны, такие как Польша, Германия и страны Балтии, поддерживают эту идею.
Глава Росатома Алексей Лихачев заявил в этом месяце, что компания ведет переговоры примерно с 10 странами по новым проектам, а три или четыре близки к подписанию межправительственных соглашений. По его словам, во всех странах, где Росатом уже строит АЭС, «все идет по плану».
Подписывайтесь на новости в Телеграм, ВКонтакте, Дзен