В Италии состоялись досрочные парламентские выборы, на которых уверенную победу одержала коалиция правоцентристских сил, объединяющая партии «Братья Италии», «Лига» и «Вперед, Италия». Вместе они заручились поддержкой 44% избирателей и получили абсолютное большинство в обеих палатах парламента.
Ведущей политической силой республики впервые стала ультраправая партия «Братья Италии». Ее лидер, 45-летняя Джорджа Мелони, имеет сейчас все шансы стать первой женщиной, которая возглавит правительство Италии.
Секрет, который знали все
Парадоксальным образом главный итог выборов был известен всем заранее. Никто из политических аналитиков даже не сомневался в победе правого блока, хотя говорилось об этом в основном вполголоса.
Вероятно, от скоропалительных выводов их останавливал досадный прецедент предыдущих парламентских выборов, состоявшихся в марте 2018 года. Тогда победу тоже активно прочили правым, но в дело вмешалась несистемная оппозиция в лице «Движения 5 звезд», которое находилось на подъеме.
Наилучший результат действительно показал все тот же правоцентристский альянс (37%) голосов, но сформировать новое правительство Италии ему так и не было суждено.
Однако главной интригой оставался вопрос о том, как распределятся эти голоса между тремя китами коалиции.
В итоге оказалось, что «Братья» Мелони получили 26% и вместе с ними своеобразную «золотую акцию» как в коалиции, так и в будущем правоцентристском правительстве. Подумать только, на выборах 2018 года эта партия набрала лишь 4,3% и стала тогда младшим партнером по коалиции…
Роли поменялись
Теперь же роли кардинально поменялись. «Лига» Маттео Сальвини и «Вперед, Италия» Сильвио Берлускони набрали соответственно 8,8% и 8,1%. Иными словами, в новой легислатуре им придется удовлетвориться ролью миноритариев.
Политическая фортуна переменчива. Мелони сейчас снимает сливки после сурового пятилетия, которое ее «Братья» провели в жесткой оппозиции к правительству, несмотря на трижды менявшуюся власть в Риме.
А вот Сальвини теперь приходится расплачиваться как за свое вице-премьерство в кабинете «пятизвездочного» Джузеппе Конте, так и за участие «Лиги» в правительстве национального единства во главе с Марио Драги. И стоит заметить, что согласно ряду исследований, до 40% голосов, полученных на выборах партией Мелони, были отданы гражданами, которые прежде поддерживали «Лигу».
Фактор «Лиги»
Естественно, такая ситуация вовсе не способствует идиллическим отношениям между Мелони и Сальвини. Обсуждая предварительные итоги выборов в ночь на 26 сентября с генеральным директором информагентства Nova Фабио Скуилланте, мы пришли к выводу, что «фактор Лиги», получившей столь низкий результат, не сможет не сказаться на судьбе будущего правительства.
«Стремясь восстановить свои позиции среди избирателей, Сальвини, безусловно, попытается отстаивать принципиальные пункты своей предвыборной программы, свои основные требования. Кроме того, он, по всей видимости, потребует для себя и своей партии ключевые министерские посты. И эти требования будет не так-то просто удовлетворить», -
заметил тогда Скуилланте.
Он же предположил, что Мелони будет вынуждена проводить весьма осторожную линию в смысле обеспечения интересов «Лиги», потому что в противном случае она рискует сразу же получить перманентно конфликтную ситуацию в правящей коалиции.
Потребовалось всего несколько дней, чтобы подтвердить правоту прогноза известного журналиста. В минувшую среду состоялась часовая встреча с глазу на глаз между Мелони и Сальвини, которая, согласно официальному коммюнике, прошла в «атмосфере сотрудничества и единства намерений».
Однако информированные источники в парламентском Дворце Монтечиторио утверждают, что лидер «Лиги» не только настаивал на выполнении основных пунктов своей предвыборной экономической программы, но и запросил для себя лично ключевой пост главы МВД. Более того, как выяснилось, речь даже идет о том, что в случае, если Сальвини не получит заветную должность, «Лига» может вообще не войти в правительство Мелони и ограничится его «внешней» поддержкой в парламенте.
На безрыбье
Так или иначе, но, похоже, вопрос о министерских портфелях может испортить партнеров по правоцентристской коалиции, как некогда москвичей испортил квартирный вопрос. Главный редактор геополитического журнала Limes Лучо Караччоло в этой связи напомнил, что «нынешняя позиция Мелони – это позиция силы».
Однако, по его мнению, проблемы будущего премьера скорее всего будут обусловлены не столько отношениями с партнерами по коалиции, сколько тем, что ее «руководящие кадры фактически полностью лишены управленческого опыта и явно не представляют собой первоклассных специалистов».
Конечно, на безрыбье и рак - рыба, но уроженке римского рабочего квартала Гарбателла, все-таки, надо откуда-то взять своих будущих министров. Караччоло считает, что на некоторые из ключевых постов ей придется искать так называемые «институциональные» фигуры.
Речь при этом ведется о таких должностях, как главы МВД, МИД, Минобороны и Минфина.
«Думаю, что в этом деле помощь ей окажут президент республики Серджо Маттарелла и нынешний премьер Драги», -
резюмировал Караччоло.
Слова одного из ведущих итальянских политологов подтверждает шутка, которая гуляет сегодня по коридорам Дворца Монтечиторио: «Все ожидали первого правительства Мелони, а вместе него на свет может появиться второе правительство Драги».
Правительство на полгода?
Как бальзам на душу эти слова, наверное, только лидеру неприсоединившихся центристов Карло Календе. В ходе предвыборной кампании он активно агитировал за создание в будущем нового кабинета во главе с Драги, хотя сам уходящий премьер ясно дал понять, что такую возможность не рассматривает.
Но сторонники Календы получили на выборах только 7,8%. Пока Мелони со товарищи в их голосах не заинтересованы, но политика делается не только здесь и сейчас. Посмотрим, что произойдет в Италии, скажем, в ближайшие полгода…
Сам Календа на днях высказался на это счет вполне определенно.
«Нас ожидает большая неразбериха с инфляцией, энергетическим кризисом, рецессией. Эти правые силы не способны управлять и, на мой взгляд, продержатся четыре, максимум шесть месяцев», -
заявил он в интервью газете La Stampa.
«Это суперсклочная коалиция с неопытным и некомпетентным правящим классом. Они раздали обещания, стоящие более 180 миллиардов евро дефицита, с ними мы в итоге разобьем себе голову», - подчеркнул политик.
Календа – один из многих представителей европейского политического класса, которые несколько свысока и с явным недоверием смотрят в сторону победителей сентябрьских выборов.
Кому-то из противников правых претят «постфашистские» корни партии Мелони, кто-то не воспринимает идеологические установки «Братьев Италии» и «Лиги», связанные с национал-консерватизмом и правым популизмом, кого-то беспокоят вопиющая некомпетентность их руководящих кадров.
Новые опасности
«Не стоит сбрасывать со счетов и разногласия между этими партиями по ряду принципиальных вопросов социально-экономической политики. Например, Мелони и Берлускони выступают против дальнейшего увеличения государственного долга Италии, который сейчас составляет более 150% ВВП. Сальвини, напротив, требует немедленного вливания 30 миллиардов евро для поддержки национальной экономики. Эти проблемы могут привести к серьезным противоречиям в будущей правящей коалиции, а также вызвать большую неопределенность на рынках», -
отметил в этой связи Скуилланте.
Впрочем, на эту опасность указывают сейчас многие. Так, экс-премьер и бывший глава Еврокомиссии Романо Проди после обнародования результатов голосования предупредил, что победа правых может привести к заметному осложнению отношений между Римом и Брюсселем, особенно если Мелони в ЕС будет следовать примеру венгерского премьера Виктора Орбана. «Вызывает тревогу тот факт, что Мелони не видит опасности маргинализации Италии», - заявил искушенный политик.
К слову, от внимания Проди не ускользнула и «двусмысленность» политической линии Мелони, в которой поддержка Орбана сочетается с ярко выраженной антироссийской позицией в отношении конфликта на Украине.
На Восточном фронте без перемен
Действительно лидер «Братьев» в ходе избирательной кампании изо всех сил стремилась быть большим католиком, чем Папа Римский, и сделала ряд весьма жестких заявлений в адрес Москвы. Безусловно, это было замечено в Киеве, и Владимир Зеленский стал одним из первых иностранных руководителей, который поздравил Мелони с победой на выборах.
«Вы знаете, что можете рассчитывать на нашу верную поддержку делу свободы украинского народа», -
ответила она ему в Twitter.
«Я не ожидаю какого-либо изменения нынешней линии Рима в отношении России. Полагаю, что мы будем по-прежнему отправлять на Украину те немногие вооружения, которые мы поставляем, и будем осуществлять санкции, которые Италия применяет значительно более строго, чем другие страны. При этом мы будем ориентироваться на то, что будет исходить из Вашингтона, надеясь, что оттуда будет исходить нечто ясное, ибо отнюдь не всегда бывает так», - заявил в этой связи Караччоло.
Политолог уверен, что в своей внешней политике Рим по-прежнему будет ориентироваться, прежде всего, на Вашингтон.
«Мелони достаточно умна, чтобы понимать, что она не может и не должна занимать антиамериканские позиции. Допуская, что у нее могут быть некоторые необычные идеи на сей счет, я думаю, она не сделает здесь никаких резких движений», -
подчеркнул он.
В минувшую субботу верность такой оценки Караччоло неожиданно подтвердил Берлускони, который в сложившихся условиях очень хотел бы выступить в роли гаранта верности Италии евроатлантическим ценностям.
Отношение новых итальянских властей к России должно быть «точно таким же, как и предыдущего правительства», подчеркнул он. Думаю, патриарху итальянской политики на сей раз можно верить.