Использовать письменные аргументы в прошлом году в уголовных делах стали больше на 20%. Для представления в суде в этих случаях требуется заключение эксперта. Если переписка информативна: 99% за то, что в качестве аргумента ее примет во внимание суд, говорится в исследовании RTM Group.
В списке требований к переписке – читаемая дата создания и форма представления. Суд проверяет достоверность.
Для представления в суд в гражданских спорах, эксперты рекомендуют прописывать условие о юридической силе информации по обмену сообщениями.
Политика конфиденциальности смартфонов делает переписку для использования в уголовном праве труднодоступной, отмечают специалисты. Поэтому значительного роста ее использования в уголовных делах уже не ждут. В делах гражданских наоборот – такие аргументы будут приводить еще активнее. В пользу этого прогноза говорит и тот факт, что значительная часть жизни современного человека сегодня – онлайн.
Если побывать на процессе и посмотреть на то, как стороны предоставляют доказательства (скрины переписок, иногда заверенных у нотариуса, иногда просто отскриненных с телефона) может показаться, что судьи не очень заинтересованы и как-то нехотя все это смотрят, рассказывает известный адвокат по семейному праву Марина Дубровская. Но на самом деле это не так.
Все это ложится в материалы дела и потом, при изучении, судья обязательно читает и выносит то или иное решение.
"Совсем недавно у нас было дело в московском областном суде, который отказал в восстановлении срока по причине того, что решение было отправлено стороне по ватсап. При чем было отправлено не целиком, а несколько страниц в перепутанном виде, не очень хороший скрин, но это не помешало суду признать данный способ легитимным в нарушении всех возможных норм права", – делится опытом Марина Дубровская, адвокат адвокатского бюро г. Москвы "Дубровская, Кузнецова и партнеры".
По закону нельзя использовать и распространять переписку третьим лицам, которые ее участниками не являются.
Каждый случай рассматривается отдельно, чтобы понять, что можно признать распространением частной переписки, что нет. Но по общему правилу, свою переписку от первого лица или с собственным участием публиковать можно.
"Если ты переписываешься со мной, то это и моя переписка, со своей перепиской я могу делать все что угодно. Если ты не хочешь чтобы я это куда-то отнесла просто не пиши лишнего, что нельзя относить. А если уже нашу переписку с тобой возьмет третий человек и что-то с ней сделает – это уже преступление", - рассказывает о тонкостях Марина Дубровская.
В семейных делах переписка зачастую ложится в основу установления дальнейшего порядка общения с ребенком после развода.
Если есть данные, что кто-то из родителей общается в определенный день какое-то время и всем членам семьи этот порядок удобен – его могут и сохранить. Устроит это органы опеки и суд в конечном итоге решается по факту, но юридический документ о подобном порядке уже есть. И это как раз переписка.
"Есть интересная практика по поводу порядка общения с родителем, проживающим отдельно. Было дело, где отец проживал совместно с ребенком, а мама виделась только в выходной два часа. Порядок общения сложился стихийно и был зафиксирован в переписке. Потом отец при подаче иска об определении порядка общения просил именно устоявшийся график. Мама вообще просила определить место жительства ребенка с собой и назначить огромный график общения, но уже где-то на протяжении двух лет она общалась с ребенком два часа в день в один из выходных. Соотвественно переписка послужила основным доказательством того, что график определился и несмотря на его достаточно жесткий характер должен соблюдаться именно в таком количестве. Я не говорю что это плохо или хорошо, я вообще за общение и воспитание и участие в жизни ребенка обоих родителей, но в данном случае переписка сыграла ключевую роль в доказательстве", – рассказывает Марина Дубровская.
В делах алиментных у сообщений роль еще важнее.
Можно выявить реальные платежи и регулярность отчислений. Фиксированные банковские переводы или просто переписка дает представление об уровне жизни детей и сколько на них тратится в месяц.
"Мы знаем, что в алиментных делах очень трудно доказать реальный заработок. Очень часто один из родителей скрывает свой реальный доход, прикрываясь справками НДФЛ. Говорит о том, что доход не превышает минимального прожиточного уровня. На самом деле доходы намного выше. Переписка и банковские переводы, являются доказательствами по делу”, – говорит Марина Дубровская.
Особое внимание – переписке в делах об угрозе и жестоком обращении.
Как с одним из родителей, так и с ребенком. "Что украдет, заберет, увезет, ребенка, не отдаст... и все эти нехорошие вещи, которые отражены в переписке, так же будут иметь значение по делу". А значит разобраться в семейном конфликте, и скорее его разрешить будет проще.
Подписывайтесь на новости в Телеграм, ВКонтакте, Яндекс Дзен.